Типология экспертизы, применяемой в дошкольном образовании
Экспертиза Экспертиза это оценочное состояние, выявляющее образовательную значимость и реализационный потенциал образовательной программы. Рекомендации по экспертизе образовательной программы дошкольной образовательной организации Объектом Объектом экспертизы выступает как сама образовательная программа, так и процесс ее создания, запуска и действия по ее реализации.
Цель экспертизы Цель экспертизы понять, выделить и соотнести реальные характеристики воспитательно- образовательного процесса и его результатов с содержанием разделов образовательной программы данного ДОО. Результатом экспертизы Результатом экспертизы является экспертная оценка, мотивированное мнение, суждение специалиста (эксперта) как о процессе подготовки, разработки и реализации образовательной программы конкретного ДОО, так и о содержании данной образовательной программы.
С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» (от г. 46/19-15). МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО Министерства образования РФ
Экспертиза программ осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. Кем проводится экспертиза программ дошкольного образования ? В случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями РФ.
Комплексные и парциальные программы должны обеспечивать Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие ребенка; Создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; Приобщение детей к общечеловеческим ценностям; Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Знание требований к качеству примерных образовательных программ важно не только для их разработчиков, но и для тех, кто будет с учетом примерных разрабатывать свои собственные образовательные программы, а значит должен уметь делать выбор примерных и разбираться в их качестве. Основой для разработки и экспертизы примерных программ служат требования к их качеству.
2. Какая примерная программа будет служить хорошей основой для разработки собственных образовательных программ ? Требования к примерным программам должны давать ответы на три вопроса: 1. Какая примерная программ является качественной, то есть будет наилучшим образом выполнять функции, свойственные образовательным программам ? 3. Какая примерная программа может служить механизмом для реализации ФГОС ?
Требования к образовательной программе Чем они обеспечиваются ? Коллективный характер разработки Приказы по ДОО, списки участников разработки (творческой группы), план работы творческой группы Последовательность и непротиворечивость разделов Логический переход от содержания одного раздела к ДРУГОМУ Целостность программы Системное видение воспитательно- образовательного процесса в образовательной организации
Выводы Выводы Экспертиза программ для ДОО осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. Типология экспертизы, применяемой в дошкольном образовании определяется требованиями, которым должны соответствовать программы для ДОО Все требования к программам для ДОО можно разделить на следующие группы: Общие требования к программам Требования к сочетанию программ Региональные требования к программам Все требования к программам для ДОО можно разделить на следующие группы: Общие требования к программам Требования к сочетанию программ Региональные требования к программам
Благодарю за внимание !
Список литературы 1. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. – М., Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Л.А.Парамоновой. – М, Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О.А.Соломенникова. – М, Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ. – М., 2003