«Словообразование имен существительных » Муниципальная средняя общеобразовательная школа 9 г. Буя Проект подготовил: Соборников Евгений, ученик 6 «А» класса уч. год
Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Н. Гоголь Аннотация: Тема «Словообразование имен существительных» изучается в 6 классе (учебник под редакцией М. Разумовской). Разобраться в составе существительных нельзя, если не знать последовательность и особенности его образования: от чего образовано, при помощи какой морфемы и какое дополнительное значение приобретает производное слово.
Цель проекта: Цель проекта: уметь выполнять разбор слов по составу, опираясь на словообразовательную характеристику Задачи проекта: - знать способы словообразования имен существительных; -уметь анализировать имена существительные с точки зрения словообразования; -уметь составлять словообразовательные цепочки; -обогащать лексикон; -формировать навык грамотного письма
МОЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ МНОЖЕСТВО СЛОВ ВСЕ ЭТИ СЛОВА МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ГРУППЫ ПО СПОСОБУ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Из какого «строительного материала» создаются в русском языке имена существительные? ПРОБЛЕМА ?
Проблемные вопросы: 1.Какую роль в словообразовании играют приставка и суффикс ? 2.Можно ли образовать новые слова из частей разных слов? 3.Что такое аббревиация? Ход моего исследования: I. Выдвигаю гипотезу и делю на группы предложенные слова, исходя из гипотезы. II. Анализирую способ словообразования слов в каждой группе. III. Делаю вывод о способах словообразования. IV.Результаты исследования оформляю в виде электронной презентации
Моя гипотеза: Я предполагаю, что новые слова можно образовать: 1.С помощью морфем 2.Сочетанием нескольких слов, частей слов.
I ШАГ Слова, образованные из частей разных слов Слова, образованные с помощью морфем Плащ-палаткаграмзаписьмясорубка переходдомикОРТ спортинвентарьлесостепьпуть-дорога землемер прыжокорденоносец завуч походка вуз заколкаРФ избирком МХАТ выстрел
II ШАГ А. Слова, образованные из частей разных слов Плащ-палатка, грамзапись, мясорубка, ОРТ, спортинвентарь, лесостепь, путь-дорога, землемер, орденоносец, завуч, вуз, РФ, избирком, МХАТ Проанализируй опорные записи: +е(о) + +е (о) Назови существительные, соответствующие каждой схеме. ЗАВУЧ, ИЗБИРКОМ ? Каким способом образованы слова ЗАВУЧ, ИЗБИРКОМ ? РФ, ОРТ, вуз, МХАТ ? Чем отличаются сложносокращенные слова РФ, ОРТ, вуз, МХАТ ?
Ответы по шагу II А +е(о) + лесостепь, землемер Существительные образуются путем сложения основ с помощью соединительных гласных о и е. +е (о) + + мясорубка, орденоносец Существительные образуются способом сложения основ с помощью соединительных гласных о и е и присоединением суффикса. + спортинвентарь, грамзапись Существительные образуются путем сложения части слова с целым словом без соединительных гласных. Существительные завуч, избирком образованы сложносокращенным способом: сложением начальных частей слов - аббревиацией. Сложносокращенные слова РФ, ОРТ образованы путем сложения начальных букв. Сложносокращенные слова вуз, МХАТ образованы сложением начальных звуков.
II ШАГ Б. Слова, образованные с помощью морфем Переход, домик, прыжок, походка, заколка, выстрел Проанализируй существительные РЕЧКА, ПРЫЖОК. Каким способом они образованы? Проанализируй существительные ПЕРЕХОД, ВЫСТРЕЛ. Каким способом они образованы? Сколько морфем использовано одновременно для образования существительных ЗАКОЛКА, ПОХОДКА ?
Ответы по шагу II Б Существительные речка, прыжок образованы суффиксальным способом. Существительные переход, выстрел образованы приставочным способом. Существительные заколка, походка образованы с использованием одновременно двух морфем. Такой способ называют приставочно- суффиксальным.
Этапы создания электронной презентации: 1.Продумываю структуру будущей презентации, исходя из найденного материала по теме исследования. Готовлю эскиз презентации на бумаге. 2.Создаю презентацию в электронном виде, настраиваю анимацию. 3.Проверяю презентацию и её содержание.
Мои выводы: Имена существительные в русском языке могут быть образованы несколькими способами: 1.Суффиксальный способ 2.Приставочный способ 3.Приставочно-суффиксальный способ 4.Способ сложения: а) сложение основ с помощью гласных о и е; б) сложение основ с помощью соединительных гласных и суффикса; в) сложение части слова с целым словом без соединительных гласных; г) сложение начальных частей слов (аббревиация); д) сложение начальных букв или начальных звуков.
Литература: 1.Справочник школьника 5-11 кл. под редакцией О.Соболевой. 2. Г. Граник. «Секреты орфографии». 3. А. Малюшкин. «Учебные таблицы по русскому языку класс». 4. Д. Розенталь. «Справочник по правописанию и литературной правке». 5. М. Разумовская. «Русский язык. 6 класс».
Немного о себе: Мне 12 лет. Я живу и учусь в древнем русском городе Буе Костромской области. Мне нравится читать книги про Гарри Поттера, играть на компьютере. Проект научил меня планировать свою деятельность, соотносить результаты с целью и задачами работы. Было бы здорово еще раз поучаствовать в проекте!