Ветеринарно- санитарный контроль перевозки животных автомобильным транспортом. Ещанова Анель ТППЖ-302
К перевозкам допускают только здоровых животных из мест (населенных пунктов, хозяйств, предприятий), благополучных по заразным болезням и не находящихся в карантине. Ветеринарный врач проводит их клинический осмотр с термометрией. Животные должны быть подвергнуты ветеринарным обработкам (в том числе прививкам) и проведены соответствующие исследования согласно плану противоэпизоотических мероприятий в сроки за 30 дней до отправки. За несколько дней до отправки их переводят на корма, которые они будут получать в процессе транспортировки, чтобы избежать заболеваний желудочно-кишечного тракта. Отправитель в зависимости от вида и количества животных, дальности их перевозки определяет и готовит необходимое количество фуража, подстилки, емкость для воды, приспособлений для водопоя и другого инвентаря. К перевозкам допускают только здоровых животных из мест (населенных пунктов, хозяйств, предприятий), благополучных по заразным болезням и не находящихся в карантине. Ветеринарный врач проводит их клинический осмотр с термометрией. Животные должны быть подвергнуты ветеринарным обработкам (в том числе прививкам) и проведены соответствующие исследования согласно плану противоэпизоотических мероприятий в сроки за 30 дней до отправки. За несколько дней до отправки их переводят на корма, которые они будут получать в процессе транспортировки, чтобы избежать заболеваний желудочно-кишечного тракта. Отправитель в зависимости от вида и количества животных, дальности их перевозки определяет и готовит необходимое количество фуража, подстилки, емкость для воды, приспособлений для водопоя и другого инвентаря.
Не допускаются к перевозке больные животные, за исключением случаев доставки их на мясокомбинат для вынужденного убоя, с тяжелыми травмами, ожогами и другими повреждениями, угрожающими их жизни. В этом случае должен быть составлен акт о причинах направления животных на вынужденный убой. Их доставляют отдельным транспортом. Не допускают к перевозке самок на поздней стадии беременности, а также тех, от которых получен приплод в предшествующие 48 ч перед отправкой, новорожденных с незажившей пуповиной. Не допускаются к перевозке больные животные, за исключением случаев доставки их на мясокомбинат для вынужденного убоя, с тяжелыми травмами, ожогами и другими повреждениями, угрожающими их жизни. В этом случае должен быть составлен акт о причинах направления животных на вынужденный убой. Их доставляют отдельным транспортом. Не допускают к перевозке самок на поздней стадии беременности, а также тех, от которых получен приплод в предшествующие 48 ч перед отправкой, новорожденных с незажившей пуповиной.
Автомобильный транспорт, предназначенный для перевозки всех видов животных, должен быть технически исправленным, промыт и в необходимых случаях продезинфицирован. Запрещается без соответствующей обработки (очистки, мойки и дезинфекции) перевозка животных в автотранспорте, освободившемся после перевозки ядохимикатов и минеральных удобрений. Автотранспорт, используемый для перевозки крупного рогатого скота, лошадей, оборудуют деревянными щитами или металлическими решетками высотой 1,0 – 1,5 м от пола кузова и приспособлениями для привязи животных. Кузов автомобиля не должен иметь выступающих наружу острых предметов (гвоздей и др.), а пол быть без щелей, нескользким. При перевозке животных в неблагоприятных климатических условиях (сильная жара, осеннее и зимнее время) кузов транспортного средства закрывают брезентом Автомобильный транспорт, предназначенный для перевозки всех видов животных, должен быть технически исправленным, промыт и в необходимых случаях продезинфицирован. Запрещается без соответствующей обработки (очистки, мойки и дезинфекции) перевозка животных в автотранспорте, освободившемся после перевозки ядохимикатов и минеральных удобрений. Автотранспорт, используемый для перевозки крупного рогатого скота, лошадей, оборудуют деревянными щитами или металлическими решетками высотой 1,0 – 1,5 м от пола кузова и приспособлениями для привязи животных. Кузов автомобиля не должен иметь выступающих наружу острых предметов (гвоздей и др.), а пол быть без щелей, нескользким. При перевозке животных в неблагоприятных климатических условиях (сильная жара, осеннее и зимнее время) кузов транспортного средства закрывают брезентом
Для закрытых транспортных средств и контейнеров необходимо равномерное распределение вентиляционных люков. Обязательно наличие отверстий в нижней половине контейнеров для выхода вредных газов. Для сопровождения и ухода за животными в пути грузоотправитель должен выделять экспедитора на каждый автомобиль. При следовании колоннами допускается сопровождение 2 – 3 автомобилей одним экспедитором, в обязанности которого входят прием животных к перевозке, уход за ними в пути, поение, кормление, наблюдение за креплением, охрана, сдача грузополучателю. Для закрытых транспортных средств и контейнеров необходимо равномерное распределение вентиляционных люков. Обязательно наличие отверстий в нижней половине контейнеров для выхода вредных газов. Для сопровождения и ухода за животными в пути грузоотправитель должен выделять экспедитора на каждый автомобиль. При следовании колоннами допускается сопровождение 2 – 3 автомобилей одним экспедитором, в обязанности которого входят прием животных к перевозке, уход за ними в пути, поение, кормление, наблюдение за креплением, охрана, сдача грузополучателю.
Животных допускают к перевозке при наличии ветеринарных сопроводительных документов. На корма, предназначенные животным в пути следования, также выдается ветеринарное свидетельство, где указывают результаты лабораторных исследований их качества. Животных допускают к перевозке при наличии ветеринарных сопроводительных документов. На корма, предназначенные животным в пути следования, также выдается ветеринарное свидетельство, где указывают результаты лабораторных исследований их качества.
Требования к погрузке и перевозке животных. Ветеринарный специалист должен проверить ветеринарные сопроводительные документы, подготовку автотранспортных средств и контейнеров для перевозки, убедиться в наличии необходимых запасов корма, подстилочного материала и возможности доступа к животным для их осмотра, при необходимости – кормления, поения и ухода.
Погрузка (выгрузка) животных осуществляется с погрузочно-разгрузочных площадок при использовании специальных приспособлений – трапов (эстакады, рампы, мостки, сходни, подмостки). Покрытие их должно исключать скольжение, а для предотвращения возможного травматизма животных строят боковые ограждения. Погрузка проводится без побоев животных, используют для понуждения хлопушки, кормовые приманки и электропогонялки. Последние применяют только на взрослом крупном рогатом скоте и свиньях в области задних частей тела. Не допускается захват и подъем животных за голову, рога, уши, конечности, хвост и гриву. Электропогонялка для скота
Погрузка и выгрузка животных должна производиться, как правило, днем, в темное время суток – только при наличии достаточного освещения, обеспечивающего проведение необходимых организационных и контрольных мероприятий, а также исключающего травматизм людей и животных. Наклон трапа при погрузке животных должен быть не более 30˚ и иметь боковые ограждения с учетом высоты животных. Погрузка и выгрузка животных должна производиться, как правило, днем, в темное время суток – только при наличии достаточного освещения, обеспечивающего проведение необходимых организационных и контрольных мероприятий, а также исключающего травматизм людей и животных. Наклон трапа при погрузке животных должен быть не более 30˚ и иметь боковые ограждения с учетом высоты животных.
Перевозимых животных осматривают через каждые 5 – 6 ч в целях определения физического состояния, контроля условий транспортировки. Остановка автотранспорта для поения и кормления животных должна проводиться в местах, которые заранее согласованы грузоотправителем с местными органами. Выброс навоза в неустановленных местах в пути следования запрещается.
Крупный рогатый скот (коровы и быки) транспортируют с обеспечением жесткой фиксации. Взрослые быки должны перевозиться отдельно. Крупный рогатый скот с рогами и без них отделяют друг от друга. Быков старше 18 месяцев необходимо привязывать и размещать головой вперед. Для доставки телят в возрасте 7 – 15 дней и просят 3 месяца с репродукторных ферм к промышленным откормочным комплексам (хозяйствам) на расстояние 250 км рекомендуется при температуре окружающего воздуха от +30 ˚С до -30 ˚С и относительной влажности до 80%. Для этих целей разработан одноосный автомобильный полуприцеп, который рассчитан на перевозку 100 поросят и оборудован отопительно-вентиляционной системой. Молодняк крупного рогатого скота разрешается перевозить без привязи, но в таком количестве, чтобы животные могли лежать в кузове автомашины.
При перевозке свиней следует учитывать их чувствительность к теплу и влажности. При температуре окружающего воздуха +25 ˚С и выше, а также -25 ˚С перевозка откормленных (жирных) свиней не допускается. С учетом склонности этих животных к перегреву в жаркую погоду требуется усиленная вентиляция и при необходимости – опрыскивание водой. При перегрузке свиней в морозную погоду применяется обильная соломенная подстилка, но не опилки.
Овец и коз перевозят на грузовых автомашинах, в приспособленных прицепах или используют автомобили-скотовозы, кузов которых необходимо разделить на 2 – 3 отсека, чтобы предотвратить скопление животных во время транспортировки. Овцы, остриженные незадолго до перевозки, не должны подвергаться воздействию низких температур. Ягнят и козлят летом в жаркую погоду желательно транспортировать в прохладное время суток. Перевозки при морозах и непогоде не рекомендуются. Овец и коз перевозят на грузовых автомашинах, в приспособленных прицепах или используют автомобили-скотовозы, кузов которых необходимо разделить на 2 – 3 отсека, чтобы предотвратить скопление животных во время транспортировки. Овцы, остриженные незадолго до перевозки, не должны подвергаться воздействию низких температур. Ягнят и козлят летом в жаркую погоду желательно транспортировать в прохладное время суток. Перевозки при морозах и непогоде не рекомендуются.
Для перевозки лошадей предпочтительнее использовать автоскотовозы. Стойла должны обладать повышенной прочностью и ограничивать движения животного, металлическая арматура покрыта защитным материалом, а для шеи рекомендуется наличие мягкой выемки в передней части стойла. Необходимо обеспечить доступ к голове животного во время перевозки и наличие приспособлений для привязи. Лошадей следует привязывать без жесткой фиксации для сохранения их естественного положения. Животное перед погрузкой должно быть раскованы. Для перевозки лошадей предпочтительнее использовать автоскотовозы. Стойла должны обладать повышенной прочностью и ограничивать движения животного, металлическая арматура покрыта защитным материалом, а для шеи рекомендуется наличие мягкой выемки в передней части стойла. Необходимо обеспечить доступ к голове животного во время перевозки и наличие приспособлений для привязи. Лошадей следует привязывать без жесткой фиксации для сохранения их естественного положения. Животное перед погрузкой должно быть раскованы.
Скорость движения автотранспорта на дорогах асфальтированных разрешается до 60 км/ч, булыжных и щебенчатых – до 40, грунтовых – до 25 км/ч. Движение автомашин должно быть плавным. В случае заболевания или падежа животных в пути следования экспедитор обязан немедленно сообщить об этом в ближайшее ветеринарное учреждение. Дальнейшее движение к месту назначения допускается только с разрешения ветеринарного врача, осмотревшего животных, о чем должна быть сделана отметка в ветеринарном свидетельстве. При необходимости снятия с транспортного средства животного, заболевшего в пути следования, или трупа вопрос должен быть решен представителем соответствующего территориального управления который определяет ветеринарно-санитарные мероприятия (лечение, направление на убой, порядок утилизации трупа). Скорость движения автотранспорта на дорогах асфальтированных разрешается до 60 км/ч, булыжных и щебенчатых – до 40, грунтовых – до 25 км/ч. Движение автомашин должно быть плавным. В случае заболевания или падежа животных в пути следования экспедитор обязан немедленно сообщить об этом в ближайшее ветеринарное учреждение. Дальнейшее движение к месту назначения допускается только с разрешения ветеринарного врача, осмотревшего животных, о чем должна быть сделана отметка в ветеринарном свидетельстве. При необходимости снятия с транспортного средства животного, заболевшего в пути следования, или трупа вопрос должен быть решен представителем соответствующего территориального управления который определяет ветеринарно-санитарные мероприятия (лечение, направление на убой, порядок утилизации трупа).