ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Устройство, работа, техническое обслуживание, возможные неисправности муфты сцепления двигателя ЯМЗ-238. Устройство котлованов экскаватором под опускные колодцы. Выпускник: Долотов Николай Сергеевич Группа 304 Профессия: Машинист дорожных и строительных машин Квалификация: машинист экскаватора одноковшового, машинист бульдозера
При прохождении производственной практики на объектах ООО « Центр строительных материалов » ГОК « Олений ручей », « Апатитского политехнического колледжа », я более подробно ознакомился с профессией « Машинист дорожных и строительных машин », с обязанностями и основными видами работ, во время выполнения которых я закрепил полученные в колледже профессиональные знания, умения и навыки. Устанавливаемое на тракторе сцепление, по которому я написал письменную экзаменационную работу, предназначено : для передачи крутящего момента от двигателя к силовой передаче ( трансмиссии ) трактора ; обеспечения постоянного возрастания усилий в ней при трогании трактора с места, т. е. плавного трогания, предохранения двигателя и трансмиссии от динамической перегрузки при резком изменении скорости трактора. С помощью сцеплений, устанавливаемых на двигателях ЯМЗ -238, имеется возможность временно разъединить двигатель и силовую передачу при переключении шестерен в коробке передач. Экскаватор основной тип землеройных машин, оснащённых ковшом. Основным назначением является разработка и извлечения мягких и жёстких горных пород в карьере при вскрыше, или добыче ископаемых руд. Экскаватор также применяется при рытье котлованов на стройках, или отвалах.
Бульдозер колесный ДМ-15 на базе трактора К-700
Экскаватор эо 5124 А объем ковша 1.9 м 3
1 - отжимная пружина ; 2 – контргайка ; 3 – регулировочный винт ; 4 – оттяжной рычаг ; 5 – вилка оттяжного рычага ; 6 – регулировочная гайка ; 7 – стопорная шайба ; 8 – опорная пластина ; 9 – болт ; 10 – петля пружины оттяжного рычага ; 11 – муфта выключения ; 12 – шланг ; 13 – вилка ; 14 – упорное кольцо ; 15 – вал вилки ; 16 – рычаг ; 17 – палец ; 18 – крышка люка картера сцепления ; 19 - кожух сцепления ; 20 - пружина ; 21 – термоизолирующая прокладка ; 22 - нажимной диск ; 23 – крышка люка картера маховика ; 24 – маховик ; 25 – ведомые диски ; 26 – средний ведущий диск ; 27 петля пружины оттяжного рычага. L – минимальный ход муфты выключения сцепления с учетом свободного хода ; М – место маркировки сцепления. Устройство муфты сцепления двигателя ЯМЗ-238
Работа муфты сцепления двигателя ЯМЗ-238 Кожух 19 сцепления, штампованный из листовой стали, с нажимным диском 22 в сборе устанавливается на маховике 24 двигателя, а ведомые диски 25 на шлицевой части первичного вала коробки передач. Передний и задний ведомые диски не взаимозаменяемы и устанавливаются в определенном положении, как показано на рисунке. Ведомые диски сцепления зажимаются постоянным усилием цилиндрических нажимных пружин 20 между маховиком двигателя и нажимным диском. Сцепление имеет ЯМЗ -238 двадцать восемь нажимных пружин. Под пружинами со стороны нажимного диска подложены термоизолирующие прокладки 21. Нажимной диск связан с маховиком четырьмя шипами, находящимися на наружной поверхности диска. В зажатом состоянии ведомый диск передает крутящий момент двигателя на первичный вал коробки передач. Выключение сцепления производится муфтой 11. Муфта с подшипником, перемещаясь в сторону двигателя, отводит нажимной диск от ведомого диска, передавая усилие через четыре жестких оттяжных рычага 5. Рабочий ход муфты выключения сцепления, без учета свободного хода, должен быть не менее 15 мм. Величина свободного хода регулируется механизмом выключения сцепления. В пределах допустимого износа фрикционных накладок упорное кольцо оттяжных рычагов перемещается в сторону коробки передач на 27 мм.
Работоспособное состояние сцепления зависит от надежного и плавного соединения ведущей и ведомой частей при включении и полного разъединения при выключении. Следует правильно пользоваться сцеплением. Выключать его надо быстро, а включать - плавно и без задержки в полу выключенном положении. При ЕТО - необходимо проверить исправность работы сцепления. Оно должно обеспечивать полное выключение и плавное включение, бесшумное переключение передач. При ТО -1 - проверить свободный ход педали, если нужно, отрегулировать его ), состояние и крепление оттяжной пружины. Смазать валик педали сцепления и подшипник муфты выключения сцепления. При ТО -2 - выполнить работы ТО -1, проверяют работу сцепления и при необходимости его регулируют. Во время эксплуатации трактора накладки ведомых дисков изнашиваются. В связи с этим нарушается начальная регулировка сцепления. Это можно обнаружить по уменьшению свободного хода педали. Отрегулировав сцепление, регулируют тормозов изменением длины тяги тормозка или регулировочной гайкой. При сезонном техническом обслуживании - проводятся работы ТО -2, меняют жидкость в гидросистеме привода сцепления.
Наиболее эффективно для устройства котлована под опускные колодцы при наличии грунтовых вод применение грейфера, так как конструкция грейферного ковша позволяет разрабатывать грунт под водой. Гидравлические экскаваторы, оборудованные грейфером, успешно выполняют выемки под отдельно стоящие опоры. Грейфер представляет собой ковш с двумя или более лопастями и канатным приводом, принудительно смыкающими эти лопасти. Грейфер навешивают на такую же стрелу, что и драглайн. С помощью грейфера можно разрабатывать выемки с вертикальными стенками. При повороте стрелы ковш перемещается к месту разгрузки и опорожняется при принудительном раскрытии лопастей. Грейфер погружается в грунт только за счет собственной массы ковша. Грейфер применяют обычно для разработки грунтов малой плотности (I и II группы ) и находящихся под водой. Разработка грунта в опускном колодце : а – насухо с помощью экскаватора ; б – под водой с помощью грейфера ; 1 – колодец ; 2 – башенный кран ; 3 – экскаватор ; 4 – кран - экскаватор ; 5 – грейфер. Эти две схемы погружения колодцев называются : 1. Насухо ( при отсутствии подземных вод или с применением открытого водоотлива или водопонижения ). 2. С разработкой грунта под водой. Устройство котлованов экскаватором под опускные колодцы
Последовательность устройства опускного колодца а ) Изготовление первого яруса опускного колодца на поверхности грунта б ) Погружение первого яруса опускного колодца в грунт в ) Наращивание оболочки колодца г ) Погружение колодца до проектной отметки д ) Заполнение бетоном плоскости опускного колодца
Разработка котлованов – один из видов земляных работ
Грейфер для сыпучих материалов
1. При эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте дорожных и строительных машин, для безопасного ведения всех видов работ, следует строго соблюдать требования техники безопасности во избежание несчастных случаев и аварий. 2. К работе на ДСМ допускаются лица, имеющие соответствующее удостоверение, достигшие 18 лет, прошедших обучение, инструктаж и стажировку. 3. Обслуживающий персонал должен работать в спецодежде, соответствующей климатическим условиям, застегнутым, завязки должны отсутствовать, волосы заправлены под головной убор. 4. Дорожно-строительная техника должна быть укомплектована медицинской аптечкой и огнетушителем. 5. Не разрешается выполнять работы на не полностью исправных машинах, у которых неисправны отдельные узлы и агрегаты. 6. Запрещается эксплуатация ДСМ с неисправными тормозами и рулевым управлением. 7. Запрещается эксплуатация с неисправными приборами световой и звуковой сигнализации. 8. Гибкие передачи, валы и другие, вращающиеся и подвижные детали должны быть закрыты защитными кожухами. 9. Запрещается осматривать механизмы и узлы, производить демонтажно-монтажные работы при работающем двигателе. 10. При осмотрах, наладках, регулировках, протяжках креплений сборочных единиц, гидросистема привода, привод насоса должен быть выключен, а гидросистема освобождена от давления 11. При выполнении ремонтных работ необходимо использовать исправный слесарный инструмент. 12. Заправка ДСМ осуществляется при остановленном двигателе только с использованием специальных средств заправочных устройств. 13. Машинист ДСМ не должен оставлять без присмотра технику с работающим двигателем. 14. При остановках ДСМ рабочее оборудование должно быть установлено в положение выключающее привод или в систему «нейтральное». 15. При работе в забоях необходимо обеспечивать отсутствия козырьков, безопасный подъезд транспортных средств под погрузку. 16. Работа ДСМ вблизи траншей, котлованов и ЛЭП должна быть обеспечена безопасным расстоянием. 17. При переездах, транспортировка ДСМ необходимо соблюдать правила, соответствующие законам Российской Федерации. 18. Выполнение этих мер безопасности позволяет обеспечивать безаварийную и не травма опасную работу машинистов и ремонтного персонала. Общие правила охраны труда и техники безопасности
1. Раннев А.В.Устройство и эксплуатация дорожно - строительных машин: Учебник - М.:Академия,2010; 2. Шестопалов К.Н.Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование: Учебник - М.:Академия,2013; 3. Васильев Б.С.Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов: Учебник. - М.:Академия,2013; 4. Покровский Б.С.Слесарное дело: Учебник.- М.:Академия,2010; 5. Брюховецкий О.С. Основы гидравлики: Учебник. - М.:Академия,2010; 6. Прошин В.М.Электротехника: Учебник. - М.:Академия,2010; 7. Правила дорожного движения Российской Федерации. - М.,2014; 8. Кланица В.С. Охрана труда на автотранспорте: Учебное пособие.- М.:Академия, СНиП Безопасность труда в строительстве Часть 1. Общие требования; 10. СНиП Безопасность труда в строительстве Часть 2. Строительное производство; 11. Типовые инструкции по охране труда для машинистов экскаваторов одноковшовых и машинистов бульдозера; 12. Сборник нормативно-методических материалов для органов Гостехнадзора: - Изд-во ФГНУ «Росинформагротех», Интернет-ресурсы: shtml buldozerov.html 6. Литература