Работа кружка «Умелые ручки» Развитие мелкой моторики дошкольников (2-я младшая группа) Тимакова Марина Александровна Д/с 264
В. А. Сухомлинский говорил: « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Сегодня, в век информации и электроники дети стали физически гораздо менее активны. Начиная работу в группе детей младшего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большинство детей испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания. Многие дети не могли правильно держать ложку, карандаш. Большинство детей не могло самостоятельно одеться и раздеться. Также дети испытывали сложности в продуктивной деятельности: в работе с ножницами, лепке. Рисунки были не четкими, раскрашивать могли не многие.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). Задачи: развивать общую моторику рук; развивать мелкую моторику рук с помощью массажа, специальных упражнений и пальчиковых игр; стимулировать речевое, умственное и интеллектуальное развитие детей; формировать навыки предметной деятельности детей; формировать навыки самообслуживания. воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность.
В свой работе я использую следующие методы и формы : Пальчиковые игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается показ устраняется и остается только словесная инструкция. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.(шишки, грецкие орехи, карандаши, мячики) Это своего рода массаж,он является одним из видов пассивной гимнастики.
Различные виды игр: - « Угадай на ощупь» (различные овощи и фрукты в мешочке); - «Из чего предмет» (определи материал предмета); - «Чудесный мешочек»; - «Шнуровки»; собирание пирамидок, матрешек, мозаики, пазлов; лепка ( пластилин, тесто); игры с умным песком; закручивание шурупов, гаек; игры с конструктором, кубиками; Игра « Залатай коврик»; Игра «Веселые фигурки»; Игры с крупой; Игра «Мягкие лоскутки».
Список методической литературы по теме. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики» Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. 3. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» 1, 2005 г. 4. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт- Петербург, из-во «Сова», 2005 г. 5. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003; Электронные ресурсы Развитие моторики у детей: shtml Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук :