Формирование УУД: от идеи к внедрению Тренинг Заместитель директора по УВР МОУ «Новостепновская школа» Яковлева Татьяна Васильевна Заместитель директора по УВР МОУ «Рощинская школа» Новинкина Лариса Владимировна
«Образование: скрытое сокровище» Из доклада Жака Делора : «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» Перед педагогами ставятся задачи: научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Проблемный вопрос ФГОС в профессиональной среде называют стандартом трех Т. Почему? О каких трёх Т идет речь?
Какие требования к результатам освоения программ предъявляет ФГОС? Ответ найдите в документе ФГОС ООО.
Требования к результатам Личностным Метапредметным Предметным УУД
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; Универсальный характер УУД
Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
Готовность учителя к формированию УУД включает ответы на вопросы: что такое УУД, какие они бывают, какие существуют способы формирования УУД?
А.Г. Асмолов В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Какие виды УУД вы знаете? УУД Личностные ПзнавательныеКоммуникативные Регулятивные
Характеристика видов УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире. ЛИЧНОСТНЫЕ Умение САМОСТОЯТЕЛЬНО делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор. РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение ОРГАНИЗОВАТЬ свою деятельность КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
Практическая работа
Личностные УУД Умение САМОСТОЯТЕЛЬНО делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор.
Познавательные УУД Умение результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире.
Познавательные УУД Общеучебные ЛогическиеПостановки и решения проблемы
Коммуникативные УУД Умение ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми подумал понял сказал
Регулятивные УУД Умение ОРГАНИЗОВАТЬ свою деятельность
Регулятивные УУД Что будем делать, если захотим сесть на диету?
Практическая работа
В чём же сущность деятельностного метода, являющегося ядром системно- деятельностного подхода ? В основе формирования УУД лежит "Технология деятельностного метода обучения", разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.
СДП Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Практическая работа
Сформировать УУД – значит: 1 Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации. 2 Передать сам способ выполнения действия 3 Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его
На основе технологии деятельностного метода выделяют 4 типа уроков: - урок открытия нового знания - урок рефлексии - урок методологической направленности - урок развивающего контроля
Практическая работа
Рецепт приготовления хорошего урока
Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулировани е темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках деятельностного подхода
Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Осуществлени е контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществлени е коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Спасибо за внимание!