Открытый урок по рассказу А.П. Чехова « Человек в футляре». Открытый урок по рассказу А.П. Чехова « Человек в футляре».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок внеклассного чтения на тему: Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»
Advertisements

…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. А.П.Чехов.
Урок литературы в 9 классе с использованием ТРКМЧП Прелести и горести первой любви (по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь») Е.П. Цирулькевич, учитель.
Дом без стен – это окружающий нас мир, это сам человек со своим духовным «Я».
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
(анализ рассказов А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. М. Горький.
РАССКАЗ А.П. ЧЕХОВА «О ЛЮБВИ» КАК ИСТОРИЯ ОБ УПУЩЕННОМ СЧАСТЬЕ А что такое счастье? Кто это знает? Счастье не в том, чтобы спать и есть, - этого слишком.
Уважаемый господин Беликов! Пишет Вам ученица гимназии. Я хотела бы обратиться к Вам от лица всех гимназистов, недовольных Вашими взглядами на жизнь…
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Самый главный человек в нашей жизни- МАМА Презентация Шевердиновой Анастасии 5 «а» класс.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Однажды мудрый Учитель спросил своих учеников: «А вы знаете, почему люди кричат, когда они ссорятся?» Один из учеников ответил: «Люди кричат потому, что.
Исследовательская работа по литературе. Тема футлярной жизни в творчестве А. П. Чехова. Объект исследования: Рассказчик и автор в произведениях Чехова.
Курс Воспитанного Пешехода …или О том, как правильно вести себя на дороге.
Футлярная жизнь в творчестве А.П. Чехова ( по произведениям «Маленькой трилогии» и «Ионыч»). Значение деталей.
Транксрипт:

Открытый урок по рассказу А.П. Чехова « Человек в футляре». Открытый урок по рассказу А.П. Чехова « Человек в футляре».

«Жизнь – это миг, ее нельзя прожить сначала на черновую, а потом переписать на чистовик». (А.П. Чехов, « Человек в футляре».) ТЕМА УРОКА: «БЕРЕГИТЕ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА!»

Задача : Р азвивая на уроках литературы критическое мышление, учащиеся, работая в группах, проанализируют художественное произведение посредством приемов КР : диаграмма Венна фишбоун кластер синквейн двучастный дневник

Опираясь на прочитанный текст, учащиеся продолжат: совершенствовать свое умение анализировать художественное произведение, развивая при этом творческое воображение и логическое мышление, будут вовлечены при этом в решение нравственных проблем, постараются понять глубину и сложность чеховского стиля.

Критическое мышление ЭТО:.Способность ставить и разрешать новые, полные смысла вопросы..Вырабатывать разнообразные, подкрепляющие собственные выводы аргументы..Принимать независимые продуманные решения.

«Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения». Д.Халперн.

Зачем мы используем столько методов для решения одного вопроса?!!.чтобы каждый из вас почувствовал себя исследователем;.чтобы вы смогли самостоятельно сделать выводы,которые могут привести к открытию..чтобы выявить все грани проблемы;.чтобы показать разные пути прихода к верному ответу..

1-я стадия ВЫЗОВ: Правила мозгового штурма таковы: Принимать все идеи, даже абсурдные Никакой критики

Кем для вас является Беликов? Знакомый, друг, приятель, враг? Ответьте и аргументируйте.

II. Стадия- ОСМЫСЛЕНИЕ:.Что питает жизнь Беликова?. Почему поднимается вопрос о страхе? Чтобы ответить на эти вопросы, вы поэтапно сделаете анализ героев рассказа посредством диаграммы Венна, фишбоуна, кластера, синквейна, двучастного дневника и проведете их защиту.

Диаграмма Эйлера- Венна

Диаграмма Эйлера- Венна Беликов Коваленко Буркин

Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик. Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно...слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие... И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом видел тревожные сны, а утром, был скучен,бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко. Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице, знаете, маленьком лице, как у хорька, он давил нас всех, и мы уступали... Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот падите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город! Хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие.(?) Беликов

Буркин Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком. Что же тут удивительного! сказал Буркин. Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшелышк..., стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало. Быть может, тут явление атавизма,.. а может быть, это просто одна из разновидностей человеческого характера, кто знает? Это был человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с черной бородой чуть не по пояс...

Коваленко Назначили к нам нового учителя истории и географии, некоего Коваленко, Михаила Саввича...Он молодой, высокий, смуглый, с громадными руками, и по лицу видно, что говорит басом, и в самом деле, голос как из бочки: бу-бу-бу......идет Коваленко по улице, высокий, здоровый верзила, в вышитой сорочке, чуб из-под фуражки падает на лоб; в одной руке пачка книг, в другой толстая суковатая палка. И, признаться, я боюсь: у них какой-то странный образ мыслей, рассуждают они как-то, знаете ли, странно, и характер очень бойкий.

Кластер: Записывается ключевое понятие. Вокруг него записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие заданной теме. По мере записей,появившиеся слова соединяем прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников», в свою очередь появляются новые «спутники», устанавливаются логические связи.

Двучастный дневник Беликов в начале рассказа Действия и поступки, совершенные героем для достижения цели Беликов в конце рассказа

СИНКВЕЙН Чего только не делается у нас в провинции от скуки, сколько ненужного, вздорного! И это потому, что совсем не делается то, что нужно. Все это прекрасно, да как бы чего не вышло. Для большинства наших барышень за кого ни выйти, лишь бы выйти. В любовных делах, а особенно в женитьбе, внушение играет большую роль. БЕЛИКОВ ВАРЕНЬКА

А она уже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, одним словом, не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, всё поет малороссийские романсы и хохочет. Чуть что, так и зальется голосистым смехом: ха- ха-ха ! СИНКВЕЙН: Беликов, Варенька

ФИШБОУН (рыбный скелет).Голова - вопрос темы.Верхние косточки - основные понятия темы.Нижние косточки- суть понятий.Хвост - ответ на вопрос Записи д.б. краткими, представлять ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Работа с текстом рассказа «Человек в футляре». Заполнение схемы «Фишбоун». Его поступки, причины Понятие беликовщины шире! Результаты, факты Результаты, факты Влияние Беликова на окружающих

Защита работ: Выступление групп. Обсуждение ответов. Ответ на главный вопрос урока: « Кто самый страшный в рассказе?!!»

1. Почему Беликов не женился? 2. Его любовь разбилась... Обо что?! Почему? 3. Почему Беликов умер?!

Идем, и вдруг, можете себе представить, катит на велосипеде Коваленко, а за ним Варенька, тоже на велосипеде, красная, заморенная, но веселая, радостная... А мы, кричит она, вперед едем! И скрылись оба. Мой Беликов из зеленого стал белым и точно оцепенел. Остановился и смотрит на меня... Позвольте, что же это такое? спросил он. Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде? Да как же можно? крикнул он, изумляясь моему спокойствию. Что вы говорите?! И он был так поражен, что не захотел идти дальше и вернулся домой.

Стадия рефлексии: Каова роль А.П. Чехова в формировании вашего совета? Аудитория: К кому обращаетесь? Форма: Письмо-совет Тема урока: «Берегите в себе человека!»

Тема футлярной жизни – одна из самых главных тем творчества А. П. Чехова. Он был глубоко убежден, что «футляр» - это нечто, препятствующее контакту человека с миром, безвыходное пространство. Человек- субстанция движущаяся, если он останавливается в своем развитии, - начинается процесс деградации.

МАЛЕНЬКАЯ ТРИЛОГИЯ «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ» «Крыжовник» «О любви» Футляр - защищает от жизни. Это символ духовной инертности. Футляр – усадьба, идеал покоя, бездумного существования. Крыжовник – символ плотского физиологического счастья. Футляр – для чувства, для любви. Этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все: гибель любви, личности.

Домашнее задание: Написать сочинение- размышление на одну из предложенных тем : Как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему надо быть» (А. П. Чехов) «Жизнь – это миг, ее нельзя прожить сначала на черновую, а потом переписать на чистовик» (А.П. Чехов, « Человек в футляре».) Написать сочинение- размышление на одну из предложенных тем : Как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему надо быть» (А. П. Чехов) «Жизнь – это миг, ее нельзя прожить сначала на черновую, а потом переписать на чистовик» (А.П. Чехов, « Человек в футляре».)

Спасибо всем за работу! Подготовила учитель-методист И.В. Козицына