Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания
Философия познания - это раздел философии, в котором на философском уровне и философскими средствами рассматриваются все стороны реально существующего познания с учетом всех его родов, видов и разновидностей.
Философия познания есть специфическое по своему содержанию и форме познание, а именно – познание самого познания.
Гносеология раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности
Основные философские позиции по проблеме познания Скептицизм и Агностицизм Рационализм и Сенсуализм
Основные принципы скептицизма и агностицизма Скептицизм : 1. сомнение – принцип познания 2. сомнение в существовании внешнего мира 3. сомнение в возможности познания мира 4. сомнение – всеобщий метод Агностицизм : 1. отрицает познаваемость мира 2. отрицает абсолютную истину 3. отрицает познание сущности предметов и закономерностей развития действительности 4. ограничивает роль науки познанием явлений
Основные положения Рационализм – (от слова «рацио» - разум) философское учение согласно которому разум является основой бытия, познания, морали. Сенсуализм (от слова «сенсуа» - чувства) – направление в философии, согласно которому чувства являются главной формой познания Рационализм Сенсуализм
Основные формы познания Чувственное познание протекает в форме Ощущений Восприятий Представлений Рациональное познание осуществляется в форме: Понятий Суждений Умозаключений
Чувственное познание Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы
Чувственное познание Восприятие – это отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы
Чувственное познание Представление – это возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал
Рациональное познание Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Суждение – форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. П С У
Природа познавательного отношения Материальный мир объект («не-я») Субъективный мир субъект («Я») Объект Субъект Объективное содержание (информация) Активность познающего субъекта
Субъект – объект познания Субъект познания - это тот, кто осуществляет процесс познания: Отдельный человек Группа людей Общество в целом Объект познания - это то, что изучается: Мир, отдельные предметы, их свойства и отношения, Процессы, Явления, Само познание
Практика и ее роль в познании Практика - чувственно-предметная, предметно-преобразовательная деятельность человека. Практика – исходный пункт познания Практика – движущая сила и цель познания Практика – критерий истинности знаний
Виды общественной практики Материально-производственная деятельность человека, направленная на освоение природы. Общественно-политическая деятельность людей, направленная на изменение и регулирование общественной жизни (государственное управление, реформы, войны и т.п.). Научно-экспериментальная деятельность, опыты, наблюдения, направленные на изменение природных и социальных явлений с целью познания законов их развития Практика обыденной жизни, повседневности, связанная с устройством быта, семьи, удовлетворением повседневных материальных потребностей.
Истина характеристика содержания знаний, Объективная истина – объективное содержание знаний Абсолютная истина – это объективная истина, которая содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предметов, явлений и процессов окружающего мира Относительная истина – это объективная истина, которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов, явлений и процессов окружающего мира
Познание – процесс Истина – процесс Истина как процесс имеет два момента: Абсолютный момент (абсолютная истина): не может быть никогда опровергнута, поскольку доказана наукой и подтверждена практикой; выпадает из процесса познания, поскольку содержит в себе полное знание Относительный момент (относительная истина): неполная, неокончательная истина; включена в процесс познания, поскольку она не завершена и требует научного исследования, Доказательства и подтверждения практики
Общая характеристика познания Сознание - высшая форма отражения действительности. Познание - процесс получения, производства знаний. Информация - сведения, уровень преодоления неопределенности Знания – удостоверенные сведения о действительности.
Виды познания Обыденно- практическое Научное Художест венное Мифологи ческое Религиозное Научное познание – высший вид познавательной деятельности
Уровни научного познания Эмпирический уровень Отражение внешних признаков, сторон, связей Получение научных фактов, их описание и систематизация Теоретический уровень Объяснение фактов. Отражение существенных связей, открытие законов Систематизация знаний. Формирование научных теорий
Особенности научного познания Объективность Процессуальность Предметность Системность Интерсубъективность Высокий уровень Категориальность обобщения Рациональность Всеобщность Доказательность Проверяемость Экстраполируемость Специальная система методов получения знаний
Ступени процесса познания Рациональное познание (абстрактное мышление) Опосредованная связь с внешним миром Непосредствен ная связь с внешним миром Чувственное Отражение внутренних существенных свойств, связей. сторон Отражение внешних свойств, связей, сторон (без проникновения в сущность) познание Неразрывн ая связь с языком Отражение отдельных предметов и явлений (живое Обобщен ный, абстрактный характер отражения Формирование образа в ходе активной преобразовательной деятельности созерцание) Осуществление отражения в виде понятий и логических систем доказательств Отражение при помощи ощущений, восприятий, представлений
Формы научного познания Эмпирический уровень Научный факт Эмпирический закон Теоретический уровень Проблема Идея Гипотеза Теория Законы науки
Методы научного познания Наблюдение Эксперимент Измерение Классификация Систематизация Описание Констатация Суммирование Универсальные: Анализ и синтез Индукция и дедукция Аналогия Моделирование Идеализация Экстраполирование Единство исторического и логического Восхождение от абстрактного к конкретному Формализация Математизация