Левитина Л.С. Шпилёвой Дарьи, 10 «А»
Левитина Л.С. В своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает обширную панораму народной жизни, характеров и судеб. Мотив странствия семерых крестьян, задавшихся целью выяснить, кому же «вольготно, весело живется на Руси», автор ввел в поэму не случайно. Ведь в пути странники встречаются с самыми разными людьми.
Левитина Л.С. Образы путешествующих мужиков прорисованы не столь тщательно, как портреты тех, с кем они знакомятся в дороге.
Левитина Л.С. Культура странничества была весьма развита в русском народе. Путешествия могли совершаться с торговой целью или иметь характер паломничества по святым местам. Нужно отметить, что существовала особая социальная группа странников юродивые, убогие, а также полноценные физически и душевно люди, которые переходили от одного святого места к другому.
Левитина Л.С.
Левитина Л.С. В народе такие люди пользовались большим уважением: странник мог рассчитывать на радушный прием не только в крестьянской избе, но и во многих богатых купеческих и дворянских семьях. Некоторые странники были своего рода «ходячими книгами»: в семьях, где они останавливались, эти люди рассказывали немало историй и о том, что видели сами, и то, что слышали от других.
Левитина Л.С.
Левитина Л.С. Истории, которые рассказывают странникам их случайные знакомые, соединяются в одно большое поэтическое полотно. Некрасов показывает благородные, цельные характеры, которые встречаются среди простых людей. Например, Ермил Гирин, который честным трудом добился и богатства, и уважения своих односельчан.
Левитина Л.С.
Левитина Л.С. К нему подходишь к первому, А он и посоветует И справку наведет; Где хватит силы выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет! Худую совесть надобно Крестьянину с крестьянина Копейку вымогать.
Левитина Л.С. Зная, насколько честен Ермил, крестьяне ему безоговорочно доверяют: избирают его бурмистром, дают ему взаймы деньги на приобретение мельницы. Лишь один раз поступил этот человек против совести: вместо своего брата сдал в солдаты другого крестьянина. Сам он не вынес мук совести и добровольно покаялся перед всем народом, исправил последствия своего проступка и отказался от должности бурмистра, считая себя недостойным народного доверия.
Левитина Л.С.
Левитина Л.С. Влас был душа добрейшая, Болел за всю вахлачину, Не за одну семью.
Левитина Л.С. Влас – староста деревни Большие Вахлаки. Как и Ермил, Влас не может идти против совести. Он отказался от должности бурмистра, чтобы не пресмыкаться перед выжившим из ума князем Утятиным.
Левитина Л.С.
Левитина Л.С. О народе, о забитой «вахлачине» болеет душой и Гриша Добросклонов, сын сельского дьячка. Гриша жадно тянется к знаниям «порывается в Москву, в новорситет», не довольствуясь тем образованием, которое он получил в семинарии.
Левитина Л.С.
Левитина Л.С. Однако юноша не стал относиться к своим землякам свысока, как к людям малограмотным. Гриша искренне уважает простых тружеников, старается по мере сил помочь им своими познаниями. Гриша, его отец и брат ничуть не богаче большинства крестьян, трудятся наравне с ними. Крестьяне в свою очередь очень доброжелательно относятся и к дьячку, и к его сыновьям, делятся с ними своими запасами.
Левитина Л.С.
Левитина Л.С. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов показал и высокие достоинства русской женщины терпение, верность, трудолюбие. Эти качества присущи и Домне, покойной матери Гриши, и крестьянке Матрене Тимофеевне, судьбе которой в поэме отводится значительное место.
Левитина Л.С.
Левитина Л.С. Многое приходилось безропотно выносить простой крестьянке: тяжелый труд, враждебное отношение родственников мужа, многочисленные роды и смерть детей... Нелегко было Матрене отстоять свое человеческое достоинство. «Ты крепостная женщина!» так объяснил ей суть ее бесправного положения Савелий, дед ее мужа.
Левитина Л.С.
Левитина Л.С. Но Матрена человек смелый и решительный: она бесстрашно отвергает домогательства управляющего Ситникова, идет искать справедливости у губернатора, чтобы вернуть мужа, которого не по закону сдали в рекруты. Матрене пришлось пережить гибель любимого сына, которого она вспоминает и через много лет. Эта женщина способна на глубокие, сильные чувства: она с нежностью вспоминает родителей, любит мужа и детей.
Левитина Л.С.
Левитина Л.С. Образ пройдохи и плута, который встречается в народном творчестве, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» воплотился в личности Клима Лавина, пьяницы, хвастуна и лентяя. Внешне Клим, однако, производит самое благоприятное впечатление на тех, кто не знаком с ним:
Левитина Л.С. У Клима совесть глиняная, А бородища Минина, Посмотришь, так подумаешь, Что не найти крестьянина Степенней и трезвей.
Левитина Л.С.
Левитина Л.С. Клим охотно дурачит выжившего из ума Утятина. Для хитрого плута это и развлечение, и возможность ощутить собственную значимость. Некрасов устами Власа характеризует Клима как «последнего человека», однако на самом деле Клим обладает многими ценными качествами. Он грамотен, красноречив, предприимчив, остроумен.
Левитина Л.С.
Левитина Л.С. Но еще хуже холопов, забывших о человеческом достоинстве, предатели интересов народа. Таким оказался староста Глеб, который ради денег сжег завещание своего барина, в котором тот освобождал всех своих крестьян из крепостной зависимости. А ведь сам Глеб из простого народа, в памяти которого он и остается вечным преступником.
Левитина Л.С странники -честный труженик -человек совести -семинарист -русская женщина -пьяница и лентяй -предатель интересов народа
Левитина Л.С. Н. А. Некрасов стремился показать в поэме «Кому на Руси жить хорошо» все многообразие человеческих характеров, которые встречаются среди простого народа. Конечно, не все из них способны вызвать симпатию. Но в целом поэт верил, что в народе сохранились самые светлые, самые достойные черты.