«Русский язык является богатейшим из всех европейских языков и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи такой мысли, для которой другому языку потребовались бы целые фразы». П.Мериме
Овладеть исследовательским навыком: «систематизация научного материала по заданной теме».
Задачи урока: овладеть навыком свободно ориентироваться в сложном мире научной лингвистической терминологии; закрепить умение пользоваться словарями разных типов; научиться отбирать нужный иллюстративный материал для подтверждения теоретических сведений.
задание 1 Рассмотрите таблицу; Расскажите о словарном богатстве русского языка, используя табличные данные.
Лексические группы Особенности лексического значения однозначные многозначные Прямое значение Переносное значение Смысловая связь разных слов в языке синонимы антонимы омонимы Особенности употребления слов в речи общеупотре- бительные диалектизмы профессионализмы Устаревшая лексика неологизмы Происхождение слов в речи исконно русские заимствованные
Задание 2.Найдите в тексте однозначные и многозначные слова. Заполните таблицу примерами. Сколько надо отваги, чтоб играть на века, Как играют овраги, как играет река, Как играют алмазы, как играет вино, Как играть без отказа иногда суждено. (Б. Пастернак)
Задание 3.Найдите слова с прямым и переносным значением Когда заря, светясь по сосняку, Горит, горит, и лес уже не дремлет, И тени сосен падают в реку, И свет бежит на улицы деревни. Н.Рубцов.
особенности лексического значения однозначные пример многозначные пример прямое значение пример переносное значение пример
Задание 4.Найдите в тексте синонимы, впишите примеры в таблицу. «Почему всегда пишут о человеке худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа, а холод? Не лачуга, не хибарка, а хижина? Не каверза, не подвох, а интрига? Многие... думают, что девушки бывают только красивые. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой и мало ли какие еще». К.Чуковский.
Задание 5. Выпишите омонимы. Нёс медведь, шагая к рынку, на продажу мёду крынку. Вдруг на мишку – вот напасть – осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезли в пасть, жалили, куда попало, им за это и попало. Я.Козловский.
Задание6. Выпишите антонимы. И Смерть и Жизнь родные бездны: Они подобны и равны, Друг другу чужды и любезны, Одна в другой отражены. Одна другую углубляет, Как зеркало, а человек Их съединяет, разделяет Своею волею навек. Д.Мережковский.
Смысловая связь слов в языке синонимы пример антонимы пример омонимы пример
Задание 7. Найдите диалектизмы. Все бахорили, что я детина окичной, важной. Где я, там всегда бывало суготно. А теперь? Уж я не вертечой, как потка.
Задание 8. Заполните таблицу собственными примерами неологизмов, профессионализмов, устаревших и общеупотребительных слов. В случае затруднения обратитесь к словарям.
особенности употребления слов в речи диалектизмы профес- сионализмы устаревшие слова неологизмы общеупотре- бительные
Задание 9 Известную вам лексику, связанную с компьютерными технологиями распределите по ячейкам таблицы
Происхождение слов Исконно русскиеЗаимствованные
Домашнее задание Дополнить таблицы собственными примерами из художественной и научной литературы.