Урок русского языка в 5 классе Комплексный анализ текста
Цель: - развитие навыков анализа текста, умения создавать собственный текст; - проверка знаний о языке как системе; - воспитание любви и уважения к родному русскому языку, его богатству.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим грозным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса ! И.С.Тургенев Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. К.Г.Паустовский
(1905 – 1984) Академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, член ЦК КПСС, лауреат Нобелевской премии. «Судьба человека» «Нахалёнок» «Они сражались за Родину»
Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов: Несметные – огромные по количеству; Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо; Чеканных – /перен./ выразительных; Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль; Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.
1. Проведите лексический анализ текста; 2. Проведите морфемный анализ; 3. Проведите морфологический анализ; 4. Проведите синтаксический анализ. В работе можете использовать опору.
Опорная лексика : язык – слово – мысль – русский язык – пословицы – афоризмы. Образные средства языка: Эпитеты – «меткий русский язык», «в чеканных изречениях», «крылатая мудрость»; метафоры – «язык – богатство», «сгустки разума – народные изречения»; олицетворение – «пословицы перелетают», сравнение – « как на крыльях»
Богатство, радость, уродство, мудрость, честность, страдания; трудолюбие; величайшее; глаголы с приставками.
47 раз 14 раз 10 раз 6 раз 14 раз
3 раза 2 раза
1. Сформулируйте главную мысль текста. Какой из следующих формулировок она соответствует? А) Язык – величайшее богатство народа. Б) Русский язык особенно богат пословицами. В) Человеческие отношения запечатлелись в народных изречениях. 2. К какому стилю относится текст? А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный; Г) Деловой; Д) Публицистический. 3. Каков тип речи текста? А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение; Г) Смешанный текст.
4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм: А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную мысль. Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. 5. Определите слова, не являющиеся синонимами. А) богатства – сокровища; Б) пословица – афоризм; В) опыт – мудрость; Г) правда – истина.
6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки? А) его – предлог; Б) и – союз; В) дошли – глагол в форме прошедшего времени; Г) они – местоимение. 7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним? А) накапливать; Б) перелетать; В) устремлять; Г) жить. 8. Раскройте скобки в написаниях не с различными частями речи: (не)сметные, (не)обозримо. А) раздельно, раздельно; Б) слитно, раздельно; В) раздельно, слитно; Г) слитно, слитно.
9. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв? А) безграничная; Б) мудрость; В) любовь; Г) предрассудков. 10 Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения: А) предложение 3 – простое, распространенное, грамматическая основа – русский язык богат; Б) предложение 2 – простое, распространенное, осложнено однородными членами; В) предложение 1 – простое, распространенное, повествовательное; Г) предложение 5 – сложное. 11. Укажите, чем является словосочетание меткий русский язык (предложение 3): А) олицетворение; Б) метафора; В) эпитет; Г) сравнение.
Какие чувства вызвал у вас данный текст ?
Использованная литература: 1. Малюшкин А.Б.Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2004, с Евгеньева А.П. Словарь русского языка.- М.: Русский язык, Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ Дедовичской средней общеобразовательной школы 2 Е.И.Бондаренко. 2007г.