РУССКИЙ ЯЗЫК В КРУГУ СЛАВЯНСКИХЯЗЫКОВ Презентация для учащихся. Выполнена учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ 3 г. Пугачёва» Мартыновой М.Б. Мартыновой М.Б.
Цели работы: выявить родство славянских языков и место русского языка среди них; выявить родство славянских языков и место русского языка среди них; вызвать у учащихся интерес к вопросам истории развития славянской письменности, литературы, культуры; вызвать у учащихся интерес к вопросам истории развития славянской письменности, литературы, культуры; задуматься над вопросом мирного сосуществования братских народов. задуматься над вопросом мирного сосуществования братских народов.
Основополагающий вопрос Язык братства. Был и … будет?
Проблемные вопросы: Какой язык является прародителем славянских языков? Какой язык является прародителем славянских языков? В чем проявляется родство и особенности славянских языков? В чем проявляется родство и особенности славянских языков? Возникает ли проблема существования общеславянского языка? Возникает ли проблема существования общеславянского языка? На каком языке были созданы древнейшие памятники литературы? На каком языке были созданы древнейшие памятники литературы? Существовал ли язык, понятный для всех славян? Возможно ли создание такого языка в современном мире? Существовал ли язык, понятный для всех славян? Возможно ли создание такого языка в современном мире?
Учебные вопросы: Что такое генеалогическая классификация языков? Что такое генеалогическая классификация языков? Как русский язык выделился из индоевропейской семьи? Как русский язык выделился из индоевропейской семьи? Как возникла славянская письменность? Как возникла славянская письменность? Как проявляется сходство в лексическом составе родственных языков? ( на примере названия близких родственников в русском, украинском, белорусском, болгарском, польском и чешском языках ). Как проявляется сходство в лексическом составе родственных языков? ( на примере названия близких родственников в русском, украинском, белорусском, болгарском, польском и чешском языках ). Как проявляется различие в родственных языках? ( на примере утраты звательной формы падежа в современном русском языке; работа со "Словом о полку Игореве "). Как проявляется различие в родственных языках? ( на примере утраты звательной формы падежа в современном русском языке; работа со "Словом о полку Игореве "). О чем можно узнать, заглянув в этимологический словарь? О чем можно узнать, заглянув в этимологический словарь?
Распределение работы по группам: Общеславянский язык – прародитель славянских языков Возникновение славянской письменности Родство и особенности славянских языков Работа с этимологическими словарями
Задания для работы в 1-ой группе. Определите место славянских языков в индоевропейской семье. Определите место славянских языков в индоевропейской семье. Изучите, в какое время существовал общеславянский язык; в связи с чем произошло разделение общеславянского языка на три группы. Изучите, в какое время существовал общеславянский язык; в связи с чем произошло разделение общеславянского языка на три группы. Обобщите, в чём заключается духовное наследие славянской культуры Обобщите, в чём заключается духовное наследие славянской культуры
Задания для работы во 2-ой группе. Изучите проблему необходимости появления письма у славян. Дайте характеристику первых славянских азбук. Расскажите о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия.
Задания для работы в 3-ей группе. Определите, в чем проявляется сходство в лексическом составе родственных языков? (На примере названия близких родственников в русском, украинском, белорусском, болгарском, польском и чешском языках). Определите, в чем проявляется сходство в лексическом составе родственных языков? (На примере названия близких родственников в русском, украинском, белорусском, болгарском, польском и чешском языках). Определите, в чем проявляется различие в родственных языках? (На примере утраты звательной формы падежа в современном русском языке при сохранении её в украинском и белорусском; работа со "Словом о полку Игореве"). Определите, в чем проявляется различие в родственных языках? (На примере утраты звательной формы падежа в современном русском языке при сохранении её в украинском и белорусском; работа со "Словом о полку Игореве"). Подготовьте дискуссию по проблеме существования общеславянского языка. Приведите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ». Подготовьте дискуссию по проблеме существования общеславянского языка. Приведите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ».
Задания для работы в 4-ой группе. Определите, для чего необходимы этимологические словари. Определите, для чего необходимы этимологические словари. Проведите исследовательскую работу со словами, которые являются исторически родственными. (Врач и врать и др.) Проведите исследовательскую работу со словами, которые являются исторически родственными. (Врач и врать и др.) Пользуясь этимологическим словарём, покажите на примере общеславянских слов родство всех трёх групп славянских языков. Пользуясь этимологическим словарём, покажите на примере общеславянских слов родство всех трёх групп славянских языков.
Язык Братства. Был и … будет?!!!