ЯПОНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Япония – горная страна. Расположена более чем на 1000 мелких островов. Рек также много, но судоходных среди них нет.
В Японии – 188 вулканов. Гора Фудзияма – самая высокая (3776 м.)
Самая высокая горная вершина (3776 м) Японии, вулкан с кратером диаметром около 500 м. Самые разрушительные извержения в древности произошли в 800 и 864 гг. Фудзи считается символом Японии, «началом Неба и Земли», столпом нации и основанием национальной государственности. Ей посвящались стихи и легенды, ее рисовали сотни художников. В средневековье существовали общества паломников, ведавших восхождением на Фудзи Фудзияма
Согласно преданию, Япония возникла в 660 г. до н. э. Боги Идзанами и Идзанаги создали острова.
Согласно преданию, первое государство было создано в Японии на земле Ямато в VII в. до н.э. Первым царем- тэнно был Иваро, правивший согласно летописям с 660 по 585 г. до н.э. Поселевшись на землях Ямато, Иваро выстроил святилище для хранения трех волшебных предметов: металлического зеркала, меча и яшмового ожерелья. Согласно поверьям, их предала как знаки власти своему внуку – богу Ниниги- богиня солнца Аматэрасу. Обладание ими давало Иваро повод причислить себя к наследникам богов. После смерти его нарекли «Дзимму-тэнно» - «Небесный» или «Божественный царь». Начиная с Дзимму-тэнно, власть в роду правителя Ямато переходила по наследству. Дзимму-тэнно
В 642 году на престол взошла царица Когеку. С ее воцарением против господствующего дома Сога выступил его потомственный враг – род Накатоми (позднее стал называться Фудзивара). Семья Накатоми вступила в сговор с царевичем Накано Оэ. Заговорщики в присутствии царицы убили наследника и ее мужа. Царица Когеку отреклась от престола. Представители рода Накатомино стали главными советниками нового царя. С 697 года, с приходом к власти государя Момму, род Фудзивара стал подлинным правителем Японии. Накатоми
В 645 году Накатомино Каматари привел к власти аристократический клан Фудзивара, который фактически правил Японией вплоть до прихода к власти в XI веке военных (самурайских) кланов. В том же году были проведены реформы Тайка, внедрены китайские схемы устройства государственного аппарата и администрации, все земли были выкуплены государством и поровну разделены между крестьянами, введена новая (по китайскому образцу) система налогообложения. Тогда же из Китая и Кореи в Японию пришли даосизм, конфуцианство и иероглифика - кандзи. Каматари
Японские иероглифы
В 7 в. н. э. из Кореи в Японию пришли идеи буддизма. Буддизм сыграл ту же роль, что и христианство в Европе.
А влияние Китая было подобно влиянию Византии на Европу. Влияние цивилизации на более отсталое государство.
Одним из характерных признаков периодов Нара и Хэйан был уход от слепого копирования Китая и подъем национального самосознания. Упор в реформах Тайка был сделан на новую систему управления землей и налоговую систему, однако нововведенные высокие налоги вынуждали обедневших крестьян продавать свои наделы и становиться арендаторами у крупных землевладельцев. Кроме того, многие аристократы и буддийские монастыри добились разрешения не платить налоги. В результате доходы государства постоянно снижались, и через несколько веков власть фактически перешла из рук императора в руки крупных независимых землевладельцев. НАРА НАГАОКА
Клан Фудзивара в течение нескольких веков периода Хэйан контролировал политическую ситуацию в стране, выдавая девушек из своего рода замуж за императоров и занимая все больше постов в Киото и провинции. Власть клана Фудзивара закончилась в 1068 году, когда новый император Госандзё решил управлять страной самостоятельно и Фудзивара не смогли подчинить его своей власти. В 1086 году Госандзё отрекся от престола и стал монахом, но продолжал править из монастыря. Началась эпоха инсэй ("императоров-иноков"). Императоры-иноки оказывали политическое влияние вплоть до 1156 года, когда Японию возглавил Тайра Киёмори. В 1192 г.после нейтрализации своих потенциальных противников, включая некоторых членов семьи, Ёритомо был провозглашен сёгуном (военным правителем). Новое правительство было основано в его родном городе Камакура. Сёгунат был организован проще, чем правительство, а потому работал намного эффективнее. Митинага Еритомо
Со смертью Ёритомо в 1199 году начались войны между сёгуна том Камакура и императорским двором в Киото. Эта борьба за власть прекратилась только во время смуты Дзёкю 1221 года, когда войска сёгуна наголову разбили армию императора. Правители (сиккэн) из клана Ходзё в Камакуре взяли Японию под свой контроль. В 1232 году был принят "Дзёэй Сикимоку" ("Свод законов"). Он установил особую значимость верности господину и предназначался для борьбы с падением нравственности и дисциплины. Клан Ходзё контролировал всю страну, и любая попытка мятежа немедленно пресекалась. Регенты клана Ходзё смогли обеспечить несколько десятилетий мира и экономического процветания, пока Японии не начали угрожать внешние враги. Результаты многолетних военных приготовлений были губительны для правительства Камакура, так как не приносили прибыли и требовали больших расходов. Именно финансовые проблемы и снижение доверия со стороны власть имущих стали важнейшими из причин падения правительства Камакура. Ёритомо
К 1333 году влияние регентов Ходзё упало настолько, что император Годайго смог восстановить прежнюю власть императора и сместить сёгунат Камакура. Однако возрожденные во время Реставрации Кэмму (1334 год) имперские министерства долго не просуществовали из-за устаревшего государственного аппарата. Асикага Такаудзи, ранее сражавшийся вместе с императором, восстал против двора и завоевал Киото в 1336 г. Годайго бежал на юг в Ёсино и основал там южный двор. В то же время в Киото взошел на престол другой император. Два императорских двора (Южный и Северный) просуществовали в Японии более полувека. Они вели бесконечные войны друг против друга. Обычно Северный двор оказывался сильнее, но все же Южному двору удалось несколько раз ненадолго захватить Киото. Южный двор окончательно сдался в 1392 году, и страна снова объединилась под властью императора и сёгунов Асикага. Асикага В течении XV и XVI вв. влияние сёгунов клана Асикага и правительства в Киото практически свелось к нулю. Годайго
Японская феодальная « лестница » ТЭННО СЁГУН ДАЙМЁ САМУРАИ ИМПЕРАТОР 1 МИНИСТР КНЯЗЬ РЫЦАРИ
Император – божество Солнца Сёгун – «настоящий» верховный правитель
Тэнно.
Сёгун
Даймё
Так называли в Японии знатных воинов бусидо неписанный кодекс поведения самурая в обществе
Бусидо́ ( яп. буси - до :, « путь воина ») бусидо неписанный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм « истинного », « идеального » воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как « путь коня и лука », впоследствии стало означать « путь самурая, воина ».
Кодекс бусидо : Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать. Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности. Уважать правило « ствола и ветвей ». Родители ствол дерева, дети его ветви. Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного. Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел. Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии. Истинный смысл учения Бусидо заключается в том, что воин должен жить признавая тот факт, что он может умереть в любой день и час, что нужно ценить каждую минуту проведённую при жизни, ибо она может оказаться последней.
1270 г. – попытка монголов завоевать Японию. Помог тайфун, который разметал монгольские корабли. Ками – кадзе – волшебный ветер.
1592 – 1598 г. г. – Корейская война. Цель – покорение материковых земель и избавление от нищих самураев.
В начале 17 века Япония объявляет политику « закрытых дверей ». « Отныне покуда Солнце светит над миром, не позволяется приплывать в Японию, даже в качестве послов, и этот запрет никогда не должен быть отменён под страхом смертной казни » г.
Образование японского государства Образование Японского государства Развитие феодальных отношений Феодальная раздробленность Складывание военной диктатуры Искусственная изоляция
Японские самураи