ВЫБОРЫ В РФ Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех. Плиний Младший (61 ок. 114), римский писатель
Выбор, право выбора как общефилософские категории Выбор наличие различных вариантов для осуществления воли. Наличие выбора связано с существованием свободы воли человека. Каждый человек стремиться обладать как можно большим выбором, чтобы самому определять свое будущее, добиваться своих целей и осуществлять желания. Выбор наличие различных вариантов для осуществления воли. Наличие выбора связано с существованием свободы воли человека. Каждый человек стремиться обладать как можно большим выбором, чтобы самому определять свое будущее, добиваться своих целей и осуществлять желания. Право выбора – неотъемлемый атрибут в жизни человека, который предоставляет ему возможность действовать на свое усмотрение, самому определять, как поступать в той или иной ситуации. Государство предоставляет каждому гражданину право выбора кандидатов в органы власти, право выбора политических партий и их программ развития страны. Право выбора – неотъемлемый атрибут в жизни человека, который предоставляет ему возможность действовать на свое усмотрение, самому определять, как поступать в той или иной ситуации. Государство предоставляет каждому гражданину право выбора кандидатов в органы власти, право выбора политических партий и их программ развития страны.
Формы демократии Непосредственная демократия (прямая демократия) форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются и принимаются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа. Непосредственная демократия (прямая демократия) форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются и принимаются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа. Представительная демократия политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами. Представительная демократия политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами.
Выборы – форма прямой демократии Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с законом в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправле-ния или наделения полномочиями должностного лица. Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с законом в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправле-ния или наделения полномочиями должностного лица.
Цель выборов «Цель любых выборов… прежде всего в том, чтобы обрести правителей - людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего общества, и наивысшей добродетелью для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности». Джеймс Мэдисон «Цель любых выборов… прежде всего в том, чтобы обрести правителей - людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего общества, и наивысшей добродетелью для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности». Джеймс Мэдисон
Органы власти, формируемые выборным путем В Российской Федерации: В Российской Федерации: - Президент РФ (избирается сроком на 6 лет); - Государственная Дума РФ (избирается сроком на 5 лет).
Президент РФ Президент РФ Глава государства, верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ, руководитель государства, определяющий основные направления внутренней (образование, медицина, государственное имущество, военная служба, налоги, охрана правопорядка, награждение государственными наградами и другое) и внешней (отношения с другими государствами) деятельности государства. Глава государства, верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ, руководитель государства, определяющий основные направления внутренней (образование, медицина, государственное имущество, военная служба, налоги, охрана правопорядка, награждение государственными наградами и другое) и внешней (отношения с другими государствами) деятельности государства. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.
Государственная Дума РФ Нижняя палата парламента РФ, состоящая из 450 депутатов, главной функцией которой является принятие законов. Нижняя палата парламента РФ, состоящая из 450 депутатов, главной функцией которой является принятие законов. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. В состав государственной Думы входят депутаты от разных областей, республик, краев и т.д. нашей страны. Количество депутатов от каждого региона определяется в зависимости от численности населения, проживающего на территории данного региона: чем больше численность населения, тем больше количество депутатов представляет регион в Государственной Думе. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. В состав государственной Думы входят депутаты от разных областей, республик, краев и т.д. нашей страны. Количество депутатов от каждого региона определяется в зависимости от численности населения, проживающего на территории данного региона: чем больше численность населения, тем больше количество депутатов представляет регион в Государственной Думе. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Значение выборов Выборы: Выборы: 1. Способ выражение мнения населения; 1. Способ выражение мнения населения; 2. Способ непосредственного участия населения в управлении государством; 2. Способ непосредственного участия населения в управлении государством; 3. Способ формирования органов власти с учетом мнения большинства; 3. Способ формирования органов власти с учетом мнения большинства; 4. Возможность каждого гражданина выдвинуть свою кандидатуру в органы управления 4. Возможность каждого гражданина выдвинуть свою кандидатуру в органы управления 5. Разработка политическими партиями и кандидатами предвыборных программ, которые содержат различные предложения по совершенствованию той или иной сферы. Самые лучшие из этих предложений претворяются в жизнь, даже если партия не победила на выборах. 5. Разработка политическими партиями и кандидатами предвыборных программ, которые содержат различные предложения по совершенствованию той или иной сферы. Самые лучшие из этих предложений претворяются в жизнь, даже если партия не победила на выборах.
Активное и пассивное избирательное право Право избирать органы власти называется активным избирательным правом. Право избирать органы власти называется активным избирательным правом. Право выдвигать свою кандидатуру для избрания в органы власти называется пассивным избирательным правом. Право выдвигать свою кандидатуру для избрания в органы власти называется пассивным избирательным правом.
Правом избирать органы власти и быть избранными в органы власти обладают : Активным избирательным правом обладают: Активным избирательным правом обладают: - гражданин Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, - достигший на день голосования возраста 18 лет, - при выборах в Архангельскую областную Думу – гражданин должен иметь место жительства на территории Архангельской области; - при выборах в Архангельскую городскую Думу – гражданин должен иметь место жительства на территории города Архангельска. Пассивным избирательным правом обладают также граждане РФ, при выборах в Государственную, областную и городскую Думу, достигшие возраста 21 года, при выборах Президента, достигшие 35 лет. Пассивным избирательным правом обладают также граждане РФ, при выборах в Государственную, областную и городскую Думу, достигшие возраста 21 года, при выборах Президента, достигшие 35 лет.
Всеобщее, прямое, равное избирательное право, тайное голосование Всеобщность означает, что все гражда-не РФ, достигшие установленного законом возраста, обладают правом избирать органы власти и выдвигать свои кандидатуры для избрания. Всеобщность означает, что все гражда-не РФ, достигшие установленного законом возраста, обладают правом избирать органы власти и выдвигать свои кандидатуры для избрания. Прямое избирательное право означает, что граждане голосуют только «за» или «против» кандидата, политической партии. Иных форм выражения своего мнения не допускается. Прямое избирательное право означает, что граждане голосуют только «за» или «против» кандидата, политической партии. Иных форм выражения своего мнения не допускается. Равное избирательное право означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Один гражданин имеет один голос. Равное избирательное право означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Один гражданин имеет один голос. Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за кого отдает гражданин свой голос. Граждане голосуют в специальных избирательных кабинах, куда заходят по одному (за исключением ряда случаев). Избирательные кабины оборудованы таким образом, что остальные граждане не могут проследить, за кого отдает свой голос избиратель. Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за кого отдает гражданин свой голос. Граждане голосуют в специальных избирательных кабинах, куда заходят по одному (за исключением ряда случаев). Избирательные кабины оборудованы таким образом, что остальные граждане не могут проследить, за кого отдает свой голос избиратель.
Избирательная система В российской научной литературе имеется широкий и узкий смыслы понятия "избирательная система". В российской научной литературе имеется широкий и узкий смыслы понятия "избирательная система". Избирательная система в широком смысле порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная система в широком смысле порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная система в узком смысле система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования. В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию. Избирательная система в узком смысле система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования. В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию.
Мажоритарная избирательная система Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (от франц. majorité [мажорите] – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (от франц. majorité [мажорите] – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.
Пропорциональная избирательная система Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.
Избирательная кампания Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, начинающаяся со дня опубликования решения о назначении выборов, и заканчивается после предоставления избирательной комиссией отчетных документов о прошедших выборах законодательный орган страны, области или города в зависимости от вида выборов. Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, начинающаяся со дня опубликования решения о назначении выборов, и заканчивается после предоставления избирательной комиссией отчетных документов о прошедших выборах законодательный орган страны, области или города в зависимости от вида выборов. Основные стадии избирательной кампании: Основные стадии избирательной кампании: - назначение выборов - формирование территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий - уточнение списков избирателей - регистрация кандидатов - предвыборная агитация - день голосования - подсчет голосов и установление итогов выборов - предоставление избирательными комиссиями финансовых отчетов о расходовании денежных средств, выделенных на проведение выборов.
Назначение выборов Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации (нижняя палата Федерального собрания, парламента РФ) не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации (нижняя палата Федерального собрания, парламента РФ) не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Выборы Государственной Думы – Президент РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Выборы Государственной Думы – Президент РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.
Регистрация кандидатов В течении месяца граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, выдвигают свои кандидатуры в качестве депутатов (или на пост президента) и регистрируются в соответствующих уровню выборов избирательных комиссиях путем предоставления необходимых документов. В течении месяца граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, выдвигают свои кандидатуры в качестве депутатов (или на пост президента) и регистрируются в соответствующих уровню выборов избирательных комиссиях путем предоставления необходимых документов. Кандидатов в депутаты или на пост президента могут выдвигать политические партии и иные общественные объединения, в подобных случаях они предоставляют в Избирательную комиссию решение о выдвижении кандидата. Кандидатов в депутаты или на пост президента могут выдвигать политические партии и иные общественные объединения, в подобных случаях они предоставляют в Избирательную комиссию решение о выдвижении кандидата. При выборах в Государственную Думу, Архангельскую областную Думу выдвигать кандидатов в депутаты имеют право только политические партии и общественные объединения, они предоставляют в избирательные комиссии списки кандидатов. Половина депутатов Архангельской городской Думы также избирается по спискам, выдвинутым политическими партиями и общественными объединениями, а половина избирается по округам, на которые разделен город Архангельск (от каждого округа города по одному депутату). Депутат, избираемый по округу, может быть выдвинут как политической партией, так и выдвинуть себя самостоятельно. Политическая партия может выдвинуть не более 1 кандидата по каждому округу (в отличие от выдвижения списками). При выборах в Государственную Думу, Архангельскую областную Думу выдвигать кандидатов в депутаты имеют право только политические партии и общественные объединения, они предоставляют в избирательные комиссии списки кандидатов. Половина депутатов Архангельской городской Думы также избирается по спискам, выдвинутым политическими партиями и общественными объединениями, а половина избирается по округам, на которые разделен город Архангельск (от каждого округа города по одному депутату). Депутат, избираемый по округу, может быть выдвинут как политической партией, так и выдвинуть себя самостоятельно. Политическая партия может выдвинуть не более 1 кандидата по каждому округу (в отличие от выдвижения списками).
Предвыборная агитация В целях получения как можно большего количества голосов, а следовательно победить на выборах, кандидаты и политические партии агитируют население проголосовать за них. В целях получения как можно большего количества голосов, а следовательно победить на выборах, кандидаты и политические партии агитируют население проголосовать за них. Предвыборная агитация проводиться в самых различных формах: путем публичных выступлений кандидатов, их выступлений на телевидении и радио, размещение агитационных роликов на телевидении, радио и в Интернете, опубликование агитационных материалов в газетах и журналах, развешивание агитационных плакатов, раздача избирателям агитационных буклетов и листовок. Предвыборная агитация проводиться в самых различных формах: путем публичных выступлений кандидатов, их выступлений на телевидении и радио, размещение агитационных роликов на телевидении, радио и в Интернете, опубликование агитационных материалов в газетах и журналах, развешивание агитационных плакатов, раздача избирателям агитационных буклетов и листовок. Разрешается проводить предвыборную агитацию только в агитационный период. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Разрешается проводить предвыборную агитацию только в агитационный период. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Предвыборная агитация в средствах массовой информации проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Предвыборная агитация в средствах массовой информации проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
День голосования День голосования Голосование на выборах проводится с 8 до 20 часов местного времени. О времени и месте голосования избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом. Голосование на выборах проводится с 8 до 20 часов местного времени. О времени и месте голосования избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Бюллетени для голосования выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Бюллетени для голосования выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.
Подсчет голосов После окончания времени голосования члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают число погашенных неиспользованных бюллетеней. После окончания времени голосования члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают число погашенных неиспользованных бюллетеней. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами избирательной комиссии. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами избирательной комиссии. При подсчете голосов имеют право присутствовать кандидаты, их представители, наблюдатели, в том числе и иностранные, представители средств массовой информации. При подсчете голосов имеют право присутствовать кандидаты, их представители, наблюдатели, в том числе и иностранные, представители средств массовой информации.
Наблюдатели Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума. Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума. Каждый кандидат и каждая политическая партия (иное избирательное объединение) имеют право прислать своих наблюдателей в избирательные комиссии в день голосования для наблюдения за законностью проведения выборов. Каждый кандидат и каждая политическая партия (иное избирательное объединение) имеют право прислать своих наблюдателей в избирательные комиссии в день голосования для наблюдения за законностью проведения выборов.
Голосование по отзыву выборного лица Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном законом для проведения местного референдума, с учетом описанных ниже особенностей. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном законом для проведения местного референдума, с учетом описанных ниже особенностей. Основаниями для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения в случае их подтверждения в судебном порядке. Основаниями для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения в случае их подтверждения в судебном порядке. Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
Роль молодежи в избирательном процессе Современная молодежь активно участвует в избирательном процессе. Современная молодежь активно участвует в избирательном процессе. Во-первых, молодежь является резервом кадров избирательных комиссий, организующих выборы. Все чаще молодые люди работают членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, активно участвуя в организации процесса голосования. Во-первых, молодежь является резервом кадров избирательных комиссий, организующих выборы. Все чаще молодые люди работают членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, активно участвуя в организации процесса голосования. Во-вторых, молодые люди, входящие в состав молодежных движений политических партий и иных молодежных объединений присутствуют на избирательных участках в качестве наблюдателей, строго следя за правильностью и законностью действий членов избирательных комиссий. Во-вторых, молодые люди, входящие в состав молодежных движений политических партий и иных молодежных объединений присутствуют на избирательных участках в качестве наблюдателей, строго следя за правильностью и законностью действий членов избирательных комиссий. И, наконец, в-третьих, молодежь – очень многочисленная группа избирателей, которая, принимая активное участие в выборах, может оказать существенное влияние на итоги голосования, определить будущее своей страны. И, наконец, в-третьих, молодежь – очень многочисленная группа избирателей, которая, принимая активное участие в выборах, может оказать существенное влияние на итоги голосования, определить будущее своей страны.
Молодые избиратели определяют будущее страны «Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего» ( Т. Джефферсон). Т. ДжефферсонТ. Джефферсон Современная молодежь – это инициативность, активность и креативность. Будь собой, активно участвуй в выборах, сам определяй свое будущее, не позволяй другим делать выбор за тебя. Современная молодежь – это инициативность, активность и креативность. Будь собой, активно участвуй в выборах, сам определяй свое будущее, не позволяй другим делать выбор за тебя.
Выборы – большая ответственность и гражданский долг Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина (Иммануил Кант ( ), немецкий философ). По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения большинство россиян (71%) считают выборы гражданским долгом и проявлением гражданской ответственности за будущее страны. Такие данные получены в результате опроса, проведенного в 46 регионах России. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения большинство россиян (71%) считают выборы гражданским долгом и проявлением гражданской ответственности за будущее страны. Такие данные получены в результате опроса, проведенного в 46 регионах России. На втором месте среди мотивов участия - желание оказать поддержку тем партиям и кандидатам, которым избиратели доверяют (37%). На втором месте среди мотивов участия - желание оказать поддержку тем партиям и кандидатам, которым избиратели доверяют (37%). Нередко респонденты участвуют в голосовании по привычке - потому что "всегда ходят на выборы" (29%) или не хотят, чтобы кто-то другой воспользовался их голосом (18%). Нередко респонденты участвуют в голосовании по привычке - потому что "всегда ходят на выборы" (29%) или не хотят, чтобы кто-то другой воспользовался их голосом (18%).
Выборы губернатора Архангельской области В Архангельской области одна из самых низких явок по регионам, однако нужный 50 процентный порог один из кандидатов в губернаторы все таки набрал. В Архангельской области одна из самых низких явок по регионам, однако нужный 50 процентный порог один из кандидатов в губернаторы все таки набрал. На пост губернатора баллотировались две женщины, которые так и не смогли сместить главного конкурента. Явка на участках составила всего 18,82 %. Всего зарегистрировано было чуть меньше одного миллиона избирателей, 3969 человек из которых проголосовали досрочно. На пост губернатора баллотировались две женщины, которые так и не смогли сместить главного конкурента. Явка на участках составила всего 18,82 %. Всего зарегистрировано было чуть меньше одного миллиона избирателей, 3969 человек из которых проголосовали досрочно. Кандидатами в губернаторское кресло этой области были: временно исполняющий обязанности губернатора, выдвиженец от Единной России Игорь Орлов, представитель ЛДПР Ольга Осицына, коммунисты поставили Василия Павлов (КПРФ), Надежда Краева шла от Справедливой России и Владимир Керцев от Коммунистической партии Коммунисты России, сообщает newsli.ru. Кандидатами в губернаторское кресло этой области были: временно исполняющий обязанности губернатора, выдвиженец от Единной России Игорь Орлов, представитель ЛДПР Ольга Осицына, коммунисты поставили Василия Павлов (КПРФ), Надежда Краева шла от Справедливой России и Владимир Керцев от Коммунистической партии Коммунисты России, сообщает newsli.ru. Всего на территории Архангельской области работало 993 избирательных участка, в которых не было замечено серьезных нарушений. Всего на территории Архангельской области работало 993 избирательных участка, в которых не было замечено серьезных нарушений. Итоги выборов губернатора Архангельской области 2015: Орлов И.А.- 53,25 % Орлов И.А.- 53,25 % Осицына О.С.- 19,22 % Осицына О.С.- 19,22 % Павлов В.Н.- 11,59 % Павлов В.Н.- 11,59 % Краева Н.Я.- 10,92 % Краева Н.Я.- 10,92 % Керцев В.Ю.- 2,83 % Керцев В.Ю.- 2,83 %
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!