Подготовила: Вяткина Е.Н.
Что такое словарная работа? «Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина. «Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов» А.М. Бородич. «Словарная работа – систематическая учебно-воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи». Психолого- педагогический словарь. «Словарная работа – необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи» О.С. Ушакова.
Задачи и содержание словарной работы: Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Закрепление и уточнение словаря. Активизация словаря. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечий, жаргонных).
Что входит в содержание словарной работы? Бытовой словарь (части тела, лица, одежда, посуда ….) Природоведческий словарь (Живая, неживая природа) Обществоведческий словарь (страна, труд людей, праздники, армия) Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства) Слова, обозначающие время, пространство, количество.
Методы словарной работы: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря); методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского сада, целевые прогулки и экскурсии; методы опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ видеофильмов, просмотр телепередач; методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны (рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.
Формы словарной работы в младшей группе: 1. Осмотр помещения. 2. Целевые прогулки. 3. Занятия по ознакомлению с предметным миром. 4. Занятия с образными игрушками. 5. Хороводные игры. 6. Рассматривание картин. 7. Ознакомление с художественной литературой. 8. Проведение словарных упражнений.
Формы словарной работы в средней группе: 1. Осмотр помещений. 2. Экскурсии. 3. Рассматривание предметов. 4. Сравнение, различение, обобщение. 5. Беседы по игрушкам. Описание игрушек и составление загадок по ним. 6. Рассматривание картин. 7. Дидактические игры. 8. Драматизация и инсценировка с игрушками.
Методы словарной работы в старших группах: 1. Занятие по обогащению словаря детей. 2. Осмотр помещения. 3. Экскурсии. 4. Рассматривание предметов и живых объектов. 5. Занятие по сравнению предметов. 6. Занятия по формированию родовых понятий. 7. Беседы об игрушках. 8. Беседы по картинам. Составление рассказов по картинкам. 9. Ознакомление с художественной литературой. 10. Объяснение значений слов. 11. Составление рассказов детьми. 12. Упражнения и игры.
По мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной большое значение для обогащения и активизации словаря имеют: Бытовая деятельность. Трудовая деятельность. Творческая художественная деятельность. Занятия по другим разделам программы.