Египетские каноны. Происхождения канона Египетского художника волновала лишь одна задача - служение Маат, той, что освещает небо и землю светом Истины.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебно-познавательный курс «Стили в искусстве». Египетское искусство исторический тип искусства, один из самых древних на Земле.
Advertisements

Презентацию Подготовил Влад Кузнецов 9 «Б» presentations.my1.ru.
Рельеф (от итальянского rilievo – выпуклость) – это искусство художественной организации поверхности. Художник создает произведение искусства, углубляя.
Выполнила ученица 10 «Б» класса Ильницкая Алёна..
Скульптура Древнего Египта (Для нормального отображения требуются шрифты Arciform и MachineC)
В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этого государства, это объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными.
Изобразительное искусство Египта. План Скульптурные памятники Скульптурные памятники Рельефы и фрески Рельефы и фрески Сокровища гробницы Тутанхамона.
Скульптура Древнего Египта одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и.
Портреты Древнего Египта Презентацию сделал Блохин Даниил Ростов-на-Дону, гимназия класс учитель Е.В. Алексеева.
Повторительно – обобщающий урок на тему:. « Искусство не знает предела. Разве может художник достигнуть вершины мастерства?» Птахотеп.
Вопросы по теме «Художественная культура Древнего Египта» 9 класс.
Автор :Скоробогатова А.Г. МБОУ СОШ : Художественная культура Древнего Египта – олицетворение ВЕЧНОСТИ. Урок 1-3.
Презентация МХК по программе Даниловой 10 класс. Из опыта работы учителя изобразительного искусства Москаль Т.А. МОУ «СОШ 83» г. Барнаула.
ХудожественнаякультураДревнего Египта. Географическое положениеЕгипта Египет расположен на северо-востоке Африки, в долине Нила Нил – самая длинная река.
Искусство Древнего Египта. Бочкарёва Т.Н., учитель истории МАОУ «Лицей 62»
Палетка (каменная плита для растирания красок) фараона Нармера, IV-III тыс. до н. э. – объединение Верхнего и Нижнего Египта в одно государство. Палетка.
1 БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Автор: Поткина О.И. Москва 2012.
Выполнил: Казаринов Антон 5 «Г» класс. Геб В мифах древних египтян бог земли. Обычно изображался в виде человека с короной Нижнего Египта или Верхнего.
Презентация к уроку (история, 5 класс) по теме: Презентация к уроку "Искусство Древнего Египта"
Боги Древнего Египта. Ра древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце»древнеегипетскийбогсолнца Ра почитался.
Транксрипт:

Египетские каноны

Происхождения канона Египетского художника волновала лишь одна задача - служение Маат, той, что освещает небо и землю светом Истины. Египетского художника волновала лишь одна задача - служение Маат, той, что освещает небо и землю светом Истины. Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремесел, строительством храмов. По велению сердца, облеченному в слово, Птах, сотворив богов, основал их храмы, и создал их тела, воплощением которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул "старейшина художников". Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, содержащие священное знание. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения. Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремесел, строительством храмов. По велению сердца, облеченному в слово, Птах, сотворив богов, основал их храмы, и создал их тела, воплощением которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул "старейшина художников". Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, содержащие священное знание. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения.

Что такое канон? Само слово "канон" в переводе с греческого означает "закон", "правило". Платон упоминает об "образцах" служивших в Египте наглядными моделями для выражения правил канона, которые, очевидно, существовали для каждого вида искусства, почитались священными и были причислены к области сокровенных знаний. В герметических текстах Египет назывался "образом неба", "храмом всего мира" потому, что он - страна, где переносят на землю то, что "организуется и выбирается на небе" (герметический трактат Асклепий). В этом понимании, каноном древнеегипетского искусства мы можем назвать сумму правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться предназначению искусства - стать посредником между миром богов и миром людей. Канон был стержнем искусства на протяжении всего существования египетского государства. Менялись стили и технические приемы изображения, развивались и обновлялись традиции - канон же оставался неизменным. В герметических текстах Египет назывался "образом неба", "храмом всего мира" потому, что он - страна, где переносят на землю то, что "организуется и выбирается на небе" (герметический трактат Асклепий). В этом понимании, каноном древнеегипетского искусства мы можем назвать сумму правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться предназначению искусства - стать посредником между миром богов и миром людей. Канон был стержнем искусства на протяжении всего существования египетского государства. Менялись стили и технические приемы изображения, развивались и обновлялись традиции - канон же оставался неизменным.

Символический язык канона В круг понятий, охваченных каноном, входили: сюжеты, позы, жесты, размеры фигур и предметов. Кроме этого, правила канона распространялись также на выбор материала и цвета в различных видах искусства. Регламентировался также порядок проведения работ. Существовали правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклоненного и т. д. Существовали они также для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Характерной чертой египетского изобразительного искусства является отношение к отображению времени и пространства. Искусство считалось носителем жизни вечной, и поэтому избавлялось от всего случайного, преходящего, иллюзорного. Египетские мастера не просто воспроизводили внешность, которую воспринимает физический глаз, а воспроизводили то, что их духовные глаза давали понять о природе человека и вселенной. Существовали правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклоненного и т. д. Существовали они также для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Характерной чертой египетского изобразительного искусства является отношение к отображению времени и пространства. Искусство считалось носителем жизни вечной, и поэтому избавлялось от всего случайного, преходящего, иллюзорного. Египетские мастера не просто воспроизводили внешность, которую воспринимает физический глаз, а воспроизводили то, что их духовные глаза давали понять о природе человека и вселенной.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса с головой шакала. Все скульптуры создавалась по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений. Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса с головой шакала. Все скульптуры создавалась по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Единство изобразительных средств скульптуры Древнего царства было вызвано как ее назначением, так и условиями ее развития. Необходимость передачи сходства с умершим человеком, тело которого статуя должна была заменить, была причиной раннего возникновения египетского скульптурного портрета. Торжественная приподнятость образа была вызвана стремлением подчеркнуть высокое социальное положение умершего. С другой стороны, однообразие поз статуй, частично обусловленное зависимостью их от архитектуры гробницы, явилось итогом длительного воспроизведения одних и тех же образцов, восходивших еще к древнейшим каменным изображениям и ставших канонически обязательными. Тормозящая роль канона мешала художникам преодолевать установившийся подход к передаче образа человека, вынуждая неизменно сохранять скованность поз, бесстрастное спокойствие лиц, подчеркнуто крепкую и сильную мускулатуру мощных тел. Это можно хорошо видеть, например, на статуе вельможи Ранофера он изображен идущим с опущенными вдоль тела руками и поднятой головой; все в этой скульптуре выдержано в рамках канона поза, одеяние, раскраска, чрезмерно развитые мускулы неподвижного (несмотря на ходьбу) тела, устремленный вдаль равнодушный взгляд. Единство изобразительных средств скульптуры Древнего царства было вызвано как ее назначением, так и условиями ее развития. Необходимость передачи сходства с умершим человеком, тело которого статуя должна была заменить, была причиной раннего возникновения египетского скульптурного портрета. Торжественная приподнятость образа была вызвана стремлением подчеркнуть высокое социальное положение умершего. С другой стороны, однообразие поз статуй, частично обусловленное зависимостью их от архитектуры гробницы, явилось итогом длительного воспроизведения одних и тех же образцов, восходивших еще к древнейшим каменным изображениям и ставших канонически обязательными. Тормозящая роль канона мешала художникам преодолевать установившийся подход к передаче образа человека, вынуждая неизменно сохранять скованность поз, бесстрастное спокойствие лиц, подчеркнуто крепкую и сильную мускулатуру мощных тел. Это можно хорошо видеть, например, на статуе вельможи Ранофера он изображен идущим с опущенными вдоль тела руками и поднятой головой; все в этой скульптуре выдержано в рамках канона поза, одеяние, раскраска, чрезмерно развитые мускулы неподвижного (несмотря на ходьбу) тела, устремленный вдаль равнодушный взгляд.