Методы исследования : Наиболее часто в медико-социологических исследованиях используется метод опроса, в частности анкетирование и интервью. Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится интервьюером или его ассистентом. Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым самостоятельно (заочный опрос) или в присутствии анкетера (очный, прямой опрос). Кроме указанных выше наиболее распространенных методов сбора информации, при проведении медико- социологических исследований могут использоваться и другие, например: наблюдение, эксперимент, анализ документов (контент-анализ), холл-тест, фокус-группа, кейс-стадии и т.д.
Надежность информации Для разработки адекватного инструментария и сбора информации высокого качества нужно сформулировать вопросы, отвечающие определенным оценочным критериям: Уровень сложности грамматики и лексики вопросов. Для каждого типа аудитории экспертным путем должна быть установлена оптимальная длина предложений, уровень сложности грамматической структуры и терминов. Смысл вопроса должен быть совершенно ясен. Недопустимы неоднозначные формулировки, непонятые термины, аббревиатуры. При опросах экспертов желательно использование терминологии, которая должна подчеркивать особое отношение к опрашиваемому специалисту и учитывать стиль его мышления. Степень трудности формулировки ответа, которая зависит от уровня компетентности респондента, а также от влияния ситуации опроса.
Специфика анкетного опроса Анкета заполняется опрашиваемыми самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондентов. Опрашивая экспертов, следует указать практические и научные цели исследования. Установлено, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дают разную информацию. Частные вопросы следует ставить вначале, обобщающие - в конце соответствующего «блока». Смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам». Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, а не оценочные), затем еще более сложные (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего - завершающая «паспортичка».