Учебная дисциплина «Государственный надзор в области гражданской обороны» Кафедра государственного надзора и экспертизы пожаров (в составе УНК «Государственный надзор»)
Структура курса Лекции – 16 часов Семинары, ПЗ – 28 часов КСР – 2 часа Итог – экзамен
Тема 1. Нормативные правовые основы ведения гражданской обороны и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны на территории муниципальных образований и субъектах защиты Занятие 1.1 Нормативные правовые основы ведения гражданской обороны и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны на субъектах защиты.
Учебные вопросы: Государственный надзор в области гражданской обороны как вид надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России. Становление и развитие государственного надзора в области гражданской обороны в РФ Цель, задачи и основные направления осуществления государственного надзора в области гражданской обороны.
Литература: основная Государственный надзор в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Учебник / Под общей редакцией Г.Н. Кириллова. – М.: АГПС, 2011.
нормативно-правовая: Федеральный закон от 12 февраля ФЗ «О гражданской обороне» Постановление Правительства РФ от 21 мая «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» Приказ МЧС России от 14 ноября «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» Приказ МЧС России от 1 октября «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
нормативно-правовая: Приказ МЧС России от 6 августа «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» Приказ МЧС России от 1 марта ДСП «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния гражданской обороны» Приказ МЧС России от 26 июня «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны» Приказ МЧС России от 29 декабря «О Концепции создания единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
Указ Президента РФ от «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно- правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области: 1) 1) гражданской обороны, 2) 2) защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, 3) 3) обеспечения пожарной безопасности, 4) 4) обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Законодательство в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человека: ФЗ от ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ от ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ от ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей», ФЗ от ФЗ «О гражданской обороне».
Вопрос 1. Государственный надзор в области гражданской обороны как вид надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России. Становление и развитие государственного надзора в области гражданской обороны в РФ Единую систему надзоров МЧС России составляют: 1) 1) государственный пожарный надзор, 2) 2) государственный надзор в области гражданской обороны, 3) 3) государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, 4) 4) экспертные организации. Приказ МЧС России от «О Концепции создания единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»
ФЗ от ФЗ «О гражданской обороне» Ст. 1. Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. (в ред. ФЗ от 29 июня ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне»)
Причины правовых коллизий объективные: противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений, отставание («старение», «консерватизм») права субъективные: низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряжённость и др.
Становление и развитие государственного надзора в области гражданской обороны в РФ Начальники МПВО НКВД (МВД) СССР В. В. Осокин - генерал- лейтенант,В. В. Осокингенерал- лейтенант И. С. Шередега - генерал- полковник.И. С. Шередега Начальники ГО СССР В. И. Чуйков - Маршал Советского Союза,В. И. Чуйков Маршал Советского Союза А. Т. Алтунин - генерал- полковник (до 1977), генерал армии,А. Т. Алтунингенерал- полковник генерал армии В. Л. Говоров - генерал армии,В. Л. Говоров Б. Е. Пьянков - генерал- полковник.Б. Е. Пьянков
Вопрос 2. Цель, задачи и основные направления осуществления государственного надзора в области гражданской обороны Цель гражданской обороны – обеспечение национальной безопасности и сохранение обороноспособности страны.
Задачи в области гражданской обороны подготовка населения в области гражданской обороны; подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
Задачи в области гражданской обороны обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Задачи гражданской обороны в мирное время 1) 1) создание органов управления гражданской обороны, 2) 2) подготовка сил гражданской обороны, 3) 3) обучение населения, 4) 4) поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развит 5) 5) ие средств защиты, 6) 6) планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий гражданской обороны, 7) 7) создание условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, 8) 8) проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Задачи гражданской обороны в период нарастания военной угрозы выполнение комплекса спланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления и сил гражданской обороны к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций – к переводу на работу в условиях военного времени.
Задачи гражданской обороны в военное время 1) 1) проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, 2) 2) повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе оружия массового поражения.
Основы государственной политики в области гражданской обороны принципы: 1) 1) защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подлежит всё население РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны; 2) 2) организация и ведение гражданской обороны является обязательной функцией всех органов власти и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина РФ; 3) 3) мероприятия по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, планируются заблаговременно, осуществляются, по возможности, в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объёмов с началом войны или вооруженных конфликтов; 4) 4) мероприятия гражданской обороны планируются и реализуются дифференцированно, с учётом неодинаковой ожидаемой интенсивности и избирательности интенсивности и избирательности воздействия возможного противника по территориям и объектам экономики, а также в зависимости от оборонного и экономического значения городов и организаций; 5) 5) гражданская оборона является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ и организуется с учётом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности.
Основные направления государственной политики в области гражданской обороны 1) 1) обеспечение подготовки современной гражданской обороны к выполнению свойственных ей функций в условиях возможных военных действий любого масштаба и всех форм возможных вооруженных конфликтов; 2) 2) обеспечение функционирования гражданской обороны по принципу стратегической мобильности, предусматривающему поэтапное наращивание мероприятий гражданской обороны по времени и территории в зависимости от уровня высших угроз, концентрацию сил и средств в нужное время и в нужном месте, наличие мобильных резервов материально-технических ресурсов для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, а также мобильных технически оснащённых сил, прикрывающих территории, отнесённые к группам по гражданской обороне, и организации, отнесённые к категориям по гражданской обороне, а также целые регионы; 3) 3) гражданская оборона занимает особое место в сфере вооруженного противоборства, руководствуясь положениями Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 года и выполняет гуманную миссию – оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий;
Основные направления государственной политики в области гражданской обороны 4) 4) в мирное время органы управления, силы и средства гражданской обороны привлекаются в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 5) 5) формирование нормативной правовой базы, регламентирующей организацию и ведение гражданской обороны, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны; 6) 6) совершенствование системы государственного управления в области гражданской обороны, включая восстановление на всех уровнях института руководителей гражданской обороны, создание служб гражданской обороны и органов, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, совершенствование и поддержание в готовности пунктов управления, разработку на всех уровнях планов гражданской обороны и мобилизационных планов экономики по мероприятиям гражданской обороны;
Основные направления государственной политики в области гражданской обороны 7) 7) совершенствование сил и средств гражданской обороны, включая реформирование войск гражданской обороны и поисково-спасательной службы, создание на их базе государственной спасательной службы, реорганизацию невоенизированных формирований гражданской обороны в НАСФ, а сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны – в систему мониторинга природных, техногенных и военных угроз и опасностей, обеспечение их постоянной готовности к оперативному реагированию и эффективному ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; 8) 8) создание на федеральном, региональном и местном уровнях мобильных группировок сил гражданской защиты; реконструкцию систем оповещения населения с учётом современных требований и технических возможностей и другие мероприятия; 9) 9) дальнейшее совершенствование системы обучения населения по гражданской обороне, подготовки руководящего состава органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в том числе разработка принципов и методов обучения и подготовки, новых программ, отвечающих современным социально-экономическим условиям, внедрение современных технических средств обучения;
Основные направления государственной политики в области гражданской обороны 10) 10) развитие системы научных знаний в области гражданской обороны, включая разработку теории гражданской обороны, организацию и проведение НИОКР; 11) 11) активное сотрудничество с зарубежными странами в области гражданской обороны, включая подготовку, подписание и реализацию двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по гражданской обороне, всемерное содействие формированию системы коллективной безопасности стран – участников СНГ.
Функции гражданской обороны 1) 1) оборонная – решение проблемы сохранения людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны; 2) 2) социальная – обеспечением защиты и жизнедеятельности населения, спасением и оказанием помощи поражённым и пострадавшим; 3) 3) экономическая – сохранением объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, защитой материальных и культурных ценностей, снижением опасности образования вторичных очагов поражения в условиях войны.
Вопрос на самоподготовку по т «Основы законодательства осуществления надзорной деятельности в области гражданской обороны»: Основы законодательства осуществления надзорной деятельности в области гражданской обороны Вопросы к семинарскому занятию по т. 1/2 «Правовые основы и организация деятельности государственного надзора в области гражданской обороны»: 1. Правовые основы деятельности и полномочия государственного надзора в области гражданской обороны. 2. Организация деятельности государственного надзора в области гражданской обороны. Требования к организации учёта документации.
Благодарю за внимание!!!