Подготовила: Головлёва Татьяна
Фортепиано клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн.
Рояль – концертный инструмент его название в переводе с французского означает - «королевский». Пианино в переводе с итальянского значит « маленькое фортепиано».
Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды
Внутри фортепиано. Первое, что вы видите у фортепиано – это клавиатура, семейство белых и черных клавиш. Всего у фортепиано 88 клавиш.
В фортепиано было сделано важное усовершенствование: введена система молоточков, ударявших по струнам с любой быстротой и силой. С тех пор как появились большие концертные залы и многочисленная аудитория, у фортепьяно нет больше конкурентов в группе родственных ему инструментов. Внутри фортепиано находится множество молоточков, которые при нажатии клавиши ударяются о струны образуя музыкальные звуки.
Клавише соответствует от одной до трех струн. Струны, соответствующие каждой клавише, называются «хором». Они звучат по–разному. Слева низкие басовые звуки, посредине средние звуки по высоте, справа высокие тонкие звуки. У самых низких звуков – самые длинные и толстые струны, которые еще и перевиты медной проволокой, средние звуки имеют по три струны средней длины, высокие по две самых коротких струны. Все струны стальные и крепятся на прочную чугунную раму
Звук получается от вибрации, «дрожания» струны. Если струну ударить и не трогать, она звучит достаточно долго. Поэтому для того, чтобы один звук не накладывался на другой существуют специальные глушители – демпферы, такие особые войлочные подушечки. Как только мы отпускаем клавишу, струну заглушает демпфер
Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук
Под струнами крепится специальный деревянный щит, склеенный из небольших дощечек – резонансная дека. Дека усиливает звучание струн. Изготавливается из специальной породы дерева – акустической ели. Такие ели растут на крутых склонах высоких гор. Корпус фортепиано делается из нескольких слоев дерева, которое склеивают между собой, сверху полируют и покрывают особым лаком.
Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Левая педаль используется для ослабления звучания. Средняя педаль (или третья, так как исторически она была добавлена последней), служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей В современных фортепиано присутствует две или три педали.
Современный диапазон фортепиано 7 октав (88 клавиш).
Изобретателем фортепиано считается итальянский мастер начала 18 века, хранитель музыкальных инструментов из города Флоренция Бартоломео Кристофори
Фортепиано Кристофори 1722
В 1810 году в Петербурге основывается первая русская фортепианная фабрика: Фридрих ДИДЕРИХС С.-Петербург, Васильевский Остров, 2 лин., д. 44. В XIX веке в Россию переезжают Иоганн Шрёдер, Якоб Беккер, Фридрих Мюльбах, Фридрих Дидерихс, Герман Лихтенталь, Юлиус Циммерманн и другие, - мастера и основатели знаменитых фортепианных марок. Открываются фабрики, выпускающие фортепиано на промышленной основе. Некоторые производители добиваются высочайшего качества, отмеченного званием Поставщика Двора Его Императорского Величества Инструмент первой фортепианной фабрики Санкт-Петербурга Дидерихс («Diederichs»)
Композиторы и исполнители. История фортепьянного исполнительств начинается с 19 века. Прекрасными пианистами были Ф.Лист и Шопен. Русская и советская исполнительская традиция, прославленная именами А.Г.Рубинштейна, С.В.Рахманинова, С.Т.Рихтера, Э.Г.Гилельса, сочетает глубокую содержательность с техническим совершенством и виртуозным блеском Ф. Лист Фридерик Шопен Рахманинов С. В.
Широкое распространение получили международные конкурсы, где чаще других происходят соревнования по специальности "фортеапьяно". Крупнейшие из них проводятся в Москве (конкурс имени П.И.Чайковского), в Париже, Варшаве, Брюсселе. Они открывают новые имена молодых пианистов, знакомят нас с будущим музыкально-исполнительского искусства.
Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром)
Фортепиано не только прекрасно сочетается с другими музыкальными инструментами – оно незаменимый спутник пения.
В веках фортепиано стало одним из самых распространенных инструментов. Оно звучит повсюду: на концертах классической, эстрадной, джазовой и рок музыки, в балетных классах, в театрах и кинотеатрах, домах и дворцах культуры, на радио и телевидении, учебных заведениях всех уровней. Это любимый инструмент домашнего музицирования, на нем играют и взрослые и дети
Список литературы: 1.Ю. Булучевский, В. Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Изд. 9, Л., «Музыка»,1989 г. 2.. Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. М., «Музыка», 1982 г. 3.Н. Голубовская. Искусство педализации. М., Л., «Музыка», 1967 г. 4.М. Бражников. Фортепиано. М., 1967 г. 5.П. Зимин. История фортепиано и его предшественников. М., 1968 г 6. Ресурсы Интернет