МОУ Шатковская СШ « Стихотворения о Великой Отечественной войне» Проект подготовлен ученицей 5 б класса Ховансковой Галиной Руководитель: учитель литературы Балашова Наталья Павловна
Проблемный вопрос: Почему стихотворения о Великой Отечественной войне включены в учебник 5 класса? гипотезу Приступив к работе над проектом, я выдвинула гипотезу о том, что стихотворения о Великой Отечественной войне дают нам возможность не забыть о тех страшных событиях, заставляют задуматься, что война не должна повториться. Так же мы можем познакомиться с поэтами, которые писали произведения о войне.
Цель исследования: несколько исследовательских задач: методы Цель исследования: рассмотреть особенности отражения военной действительности в произведениях таких поэтов как А.Т.Твардовский и К.М. Симонов. Поставленная в работе цель определила несколько исследовательских задач: 1. Изучить соответствующую литературу по данной теме; 2. Познакомиться с фрагментами биографии поэтов; 3. Рассмотреть художественное своеобразие произведений ; 4. Провести анкетирование учащихся своего класса и сделать вывод; При написании работы использовались такие методы исследования, как изучение литературы и анализ.
1941 – 1945 годы. Четыре страшных, неимоверно тяжких для всей страны года. Миллионы жизней унесла война. Её никогда не забудут люди земли, ибо нельзя забыть тех, кто сражался за Родину. С первых дней войны советские поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово. Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед. Солдатская лирика Симонова, народная мудрость Твардовского, возвращает нас в мир солдата, воюющего за Родину.
Твардовский Александр Трифонович ( ) Родился в 1910 году в Смоленской губернии в деревне Загорье в семье деревенского кузнеца. С июня 1941 года Александр Твардовский начинал работу в редакции газеты Юго- Западного фронта "Красная Армия". Он писал очерки, фельетоны, статьи, песни, заметки. В то же время Твардовский не забывал и о стихах, которые сегодня воспринимаются как иллюстрации к тем далеким и страшным событиям. Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать все увиденное либо услышанное с поразительной точностью. Это относится и к стихотворению «Рассказ танкиста», созданному в 1942 году. Оно было написано со слов очевидца – одного из участников танкового боевого сражения. Однако создается впечатление, что Твардовский лично видел все то, что происходила на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов.
«Рассказ танкиста» Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей. Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют… Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит не выглянуть из башен, И чёрт его поймёт, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… Да где же, где?.. А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу. Что ж, бой не ждёт. Влезай сюда, дружище! И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём. Подъехали. Вот здесь. И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём. Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: Спасибо, хлопец! И руку, как товарищу, пожал… Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить.
Детям войны, которые защищали свою Родину наравне со взрослыми, Твардовский посвятил это волнующее стихотворение с элементами публицистики. Иллюстрации художника Верейского Ореста Геогриевича Иллюстрации художника Верейского Ореста Геогриевича
Симонов Константин (Кирилл) Михайлович ( ). Симонова призвали в армию с началом Великой Отечественной войны. В качестве корреспондента он побывал на всех фронтах, дошел до Берлина через территорию Румынии, Югославии, Болгарии, Польши. Значительная часть его статей, написанных в военные годы, печаталась в газете «Красная звезда». Главное произведение Симонова, посвященное борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками, роман в трех частях «Живые и мертвые». Первая книга была выпущена в 1959-ом, последняя в 1971-ом. Во время войны невероятной популярностью пользовались стихотворения Константина Михайловича. Солдаты переписывали их от руки, знали наизусть. Одно из самых известных «Майор привез мальчишку на лафете…». Родился в 1915 году в Петрограде. Симонова призвали в армию с началом Великой Отечественной войны. В качестве корреспондента он побывал на всех фронтах, дошел до Берлина через территорию Румынии, Югославии, Болгарии, Польши. Значительная часть его статей, написанных в военные годы, печаталась в газете «Красная звезда». Главное произведение Симонова, посвященное борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками, роман в трех частях «Живые и мертвые». Первая книга была выпущена в 1959-ом, последняя в 1971-ом. Во время войны невероятной популярностью пользовались стихотворения Константина Михайловича. Солдаты переписывали их от руки, знали наизусть. Одно из самых известных «Майор привез мальчишку на лафете…».
«Майор привез мальчишку на лафете…» Майор привез мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней. Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надежней места Отныне в мире для ребенка нет. Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал. Мы шли ему навстречу из России. Проснувшись, он махал войскам рукой… Ты говоришь, что есть еще другие, Что я там был и мне пора домой… Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца. Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть своей земли. За все, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он.
Стихотворение Симонова написано в 1941 году, в тяжелое время для советской армии. Толком неподготовленные к нападению Гитлера, отступали наши бойцы. Проникновенная лирика Константина Михайловича в тот период была нужна им как никогда. Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. На искренние стихотворения Константина Михайловича не могли не откликнуться сердца советских бойцов.
Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны.
После того, как я познакомилась с биографией поэтов и их стихотворениями о Великой Отечественной войне, мне стало интересно узнать, насколько ребята, которые учатся вместе со мной, владеют этой информацией. С этой целью я составила анкету. АНКЕТА: 1. Нравятся ли вам стихотворения о Великой Отечественной войне? -да; -нет; 2. Знаете ли вы стихотворения о Великой Отечественной войне поэтов К. Симонова и А.Т. Твардовского? - да; - нет; 3. Почему эти стихотворения включены в учебник литературы 5 класса? Было опрошены 23 учащихся нашего класса. Проанализировав результаты, я узнала, что: 1. Стихотворения о Великой Отечественной войне нравятся 100% учащихся; 2. Так же 100% учащихся знают стихотворения о Великой Отечественной войне; % учащихся не задумывались над вопросом, зачем стихотворения о Великой Отечественной войне включены в учебник литературы; 17 % учащихся считают, что стихи включены в учебник для того, чтобы их знали; 8% считают, что это нужно для развития у учеников патриотизма; 60% учащихся считают, что стихи о войне нужны в учебной программе для того, чтобы ученики понимали насколько серьезными и значимыми были военные события, что война это страшно, и она не должна повториться.
Выводы:Выводы: Литературный процесс во все времена отражал те события, которые происходили в истории нашего общества. Славные имена замечательных поэтов навсегда останутся в истории нашего государства. Возможно, если бы не они, мы не имели бы полного представления о том, насколько серьезными и значимыми были военные события. Невозможно переоценить заслугу поэтов, писавших о войне и поддерживающих патриотический дух людей, как невозможно переоценить и подвиг народа. Выдвинутая мной гипотеза о том, что стихотворения о Великой Отечественной войне дают нам возможность не забыть о тех страшных событиях, заставляют задуматься, что война не должна повториться, была доказана.
Список использованных ресурсов 1. Энциклопедия для детей : Т.9 : Русская литература : Ч.2 : XX век/Глав. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, Великая Отечественная война в лирике и прозе : В 2 : Т1,2. – М.: Дрофа: Вече, (Библиотека отечественной классической художественной литературы) er3ed.qrz.ru/tvardovsky.htm