Жан Бодрийяр «Общество потребления» Выполнили: студенты 2 курса, 1 группы Быханова Мария, Гайтюкевич Мария, Шаховая Анна
Жан Бодрийяр ( ) – французский социолог, культуролог и философ- постмодернист.
Карьера Начал карьеру как германист, переводил на французский язык работы немецких писателей; Наиболее известные работы в области социологии - «Система вещей» (1968) и «Общество потребления» (1970); В 1972–1986 годах - профессор социологии в Нантере; С 1986 г. - научный директор Института социально-экономических исследований и информации в Париже.
«Общество потребления» - социально-философский труд Жана Бодрийяра (1970 г.). Посвящен проблемам «общества потребления», сложившегося в высокоразвитых странах Европы к 70-м гг. XX в.
Понятие «симулякр» Термин «симулякр», происходящий от латинского simulacrum - «образ, призрак, подобие», обозначал обманчивое подобие, копию, заменившую оригинал. Своим рождением симулякры были обязаны современному обществу с его бесконечной рекламой, лавинами теленовостей и агрессией новых технологий. Читатели неосознанно доверяют плакату на придорожном щите, ролику на экране или изображению на дисплее гораздо больше, чем реальности, - а значит, живут в симулятивном мире.
Так же знак, он же «симулякр» в его толковании имеет разные аспекты, но в любом случае это объект потребления, объект-знак. Он выступает как знак счастья (люди ищут счастья в обладании объектами), или как знак престижа, обладающий различительной ценностью, или, наконец, как знак реальности. Объекты вытесняют из жизни человека других людей, а сам он исчезает как субъект, превращаясь в человека-объект, который, подобно вещи, выполняя определенную функцию, фигурирует в межчеловеческих отношениях. Знаковое потребление охватывает всю жизнь людей, начиная от потребления вещей и до потребления среды человеческой жизни, куда входят труд, досуг, культура, социальная сфера, природа. Все названное входит в человеческую жизнь в виде потребляемых знаков, «симулякров», превращая всю ее в симуляцию, в манипуляцию знаками. Знак, «симулякр», как бы помогает человеку овладеть реальностью, но одновременно он уничтожает реальное, заменяя его собой.
«Потребление - это не материальная практика, оно не определяется ни пищей, которую человек ест, ни одеждой, которую носит, ни машиной, в которой ездит, ни речевым или визуальным содержанием образов или сообщений (имеется ввиду, прежде всего, реклама. - «Журнал»), но лишь тем, как все это организуется в знаковую субстанцию». То есть мы «потребляем» не машину, часы или стиральный порошок (таковы некоторые из «персонажей» книги Бодрийяра), а - в этом наше отличие от предков - знаки вещей. Нами управляет не физиология, а, так сказать, социальная семиотика. «Среда, в которой мы живем, в высшей степени насыщена риторикой и аллегорией»- Ж. Бодрияр
Баланс изобилия Традиционно считающийся позитивным рост экономики признается двусмысленным; «Кругообразная динамика роста и изобилия», при которой выживание системы осуществляется при её бесконечном самовоспроизводстве; Традиционное понятие пользы заменяется понятием функциональности; Порядок вещей, при котором за каждым явлением действительности стоит его функциональная пригодность для системы, Бодрийяр называет «объективно циничным».
Общественная логика потребления Ключевое понятие социального устройства – счастье - абсолютизированный принцип общества потребления; Потребительская ценность товаров абсолютна и не зависит от конкретного человека; Навязанная идеология потребления поддерживает веру человека в демократию посредством мифа о равенстве людей; Демократия знаков и сопутствующее ей счастье охранительно маскирует реальную дискриминацию, которая лежит в их основе.
Теория потребления В современной цивилизации не существует рационального потребителя, самостоятельно осуществляющего свой выбор. Индивидуальный, продиктованный реальными потребностями выбор иллюзорен он продиктован самой структурой общества потребления. Социальная обеспеченность, «счастье» становятся императивами общества потребления, которое не поощряет пассивность и экономность, поскольку за ними следует утрата потребительской способности.