Групповая форма работы - это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – одна из главных целей педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.
Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. План поэтапного освоения групповой работы следующий: 1 этап – Работа в паре. Девиз данного вида деятельности «Мы – напарники» Сначала во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее. Сначала во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.
2 этап – Работа в четвёрках. организатор – отвечает за работу группы в целом; организатор – отвечает за работу группы в целом; спикер – выступает перед классом с готовым решением группы; спикер – выступает перед классом с готовым решением группы; секретарь – записывает высказанные идеи и решения; секретарь – записывает высказанные идеи и решения; критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения; критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения; контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение. контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение. 3 этап – Работа в «больших группах» 3 этап – Работа в «больших группах»
общие моменты организации групповой работы. Подбор детей в группы Подбор детей в группы Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами. Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами. парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы).
Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы: нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; групповая работа должна занимать не более минут в 1-2-х групповая работа должна занимать не более минут в 1-2-х классах, не более минут – в 3-4-х классах; классах, не более минут – в 3-4-х классах; нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представит «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представит «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Подготовка к выполнению группового задания: -постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); -постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); -инструктаж о последовательности работы; -инструктаж о последовательности работы; -раздача дидактического материала по группам. -раздача дидактического материала по группам.
Групповая работа: -знакомство с материалом, планирование работы в группе; -знакомство с материалом, планирование работы в группе; -распределение заданий внутри группы; -распределение заданий внутри группы; -индивидуальное выполнение задания; -индивидуальное выполнение задания; -обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; -обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; -обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); -обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); -подведение итогов группового задания. -подведение итогов группового задания.
Заключительная часть. -сообщение о результатах работы в группах; -сообщение о результатах работы в группах; -анализ познавательной задачи, рефлексия; -анализ познавательной задачи, рефлексия; -общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. -общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.