Двигатель трактора работает нормально только при определенном тепловом режиме. Если головка цилиндров, цилиндры, поршни и другие детали перегреты, ухудшаются условия их смазки; повышается трение и износ деталей; цилиндры плохо наполняются воздухом; зазоры в сочленениях деталей становятся недостаточными; возможно заедание поршней в цилиндрах. Если двигатель трактора переохлажден, увеличиваются потери тепла; топливо плохо испаряется, трудно воспламеняется и неполно сгорает, что снижает мощность и экономичность работы двигателя; резко возрастает износ деталей, так как из-за увеличенной задержки самовоспламенения топлива повышается жесткость работы, а из-за конденсации продуктов сгорания цилиндры, поршни и поршневые кольца подвергаются сильному воздействию коррозии. Тепловой режим работы двигателя трактора поддерживает система охлаждения, которая отводит лишнее тепло от деталей и передает его воздуху. Дизель СМД-60 устанавливается на трактора Т-150 с рабочим оборудованием: экскаватор, бульдозер и т.д.. Экскаватор землеройная машина. Поэтому преимущественно его работой является выемка и перенос грунта. Причём выемку грунта они могут производить не только на площадках, где находятся сами, но и на площадках уровнем ниже или выше. При отсутствии транспорта экскаватором в любом удобном удалённом месте можно отсыпать грунт в отвал. Рытьё каналов и котлованов, создание насыпей и выемок, создание дамб и расчистку территорий экскаваторами производят быстро и качественно. Экскаваторы позволили полностью механизировать земляные работы, заменив людей. Введение
Фронтальный погрузчик Т-150
Бульдозер Т-150
1 - шкив водяного насоса; 2 - ремни привода насоса и генератора; 3 - вентилятор; 4 - шкив коленчатого вала; 5 - радиатор; 6 - жалюзи; 7 - гидромуфта привода вентилятора; 8 - перепускной патрубок; 9 - нагнетательный патрубок; 10 - верхний патрубок; 11 - термостат; 12 - термостатная пробка; 13 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 14 - соединительная трубка; 15 - подводящая трубка; 16 - правая водяная труба; 17 - отводящая трубка радиатора; 18 - впускной трубопровод; 19 - датчик контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости; 20 - заливная горловина с герметичной пробкой; 21 - пробка с клапанами; 22 - расширительный бачок; 23 - отводящая трубка компрессора; 24 - отводящая трубка левой водяной трубы; 25 - компрессор; 26 – левая водяная труба; 27 - головка цилиндров; 28 - блок цилиндров; 29 - водяной насос; 30 - сливной кран или пробка; 31 - нижний патрубок; 32 - трубка подвода жидкости к компрессору Устройство системы охлаждения двигателя СМД-60
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на постоянное применение низкозамерзающих жидкостей. В связи с этим в системе охлаждения и отопления устанавливаются резьбовые конические пробки вместо сливных кранов. Применение в системе вместо низкозамерзающих жидкостей воды допускается только в особых случаях и только для кратковременного использования. Система охлаждения состоит из центробежного водяного насоса 29, трубчато-ленточного радиатора 5, расширительного бачка 22, двух термостатов 11, перепускного патрубка 8, пятилопастного осевого вентилятора 3 с кожухом и жалюзи 6. Контроль за температурой охлаждающей жидкости осуществляется двумя датчиками 13 и 19 и стрелочным указателем, расположенным на щитке приборов в кабине. Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна быть в пределах 75…98 °С. Допускается работа двигателя при температуре не более 105 °С. Необходимый тепловой режим двигателя обеспечивается термостатами, гидравлической муфтой привода вентилятора и жалюзи. Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом. Из нижнего бачка радиатора охлаждения жидкость поступает во всасывающий патрубок насоса и подается через отверстия в блоке цилиндров в водяную полость левого ряда цилиндров, а через нагнетательный патрубок 9 в водяную полость правого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхней привалочной плоскости блока цилиндров поступает в водяные полости головок цилиндров. Нагретая жидкость отводится из двигателя через водяные трубы, установленные на головках со стороны развала. На месте соединения водяных труб установлена коробка термостатов, через которую жидкость в зависимости от температуры поступает или в радиатор, или непосредственно в водяной насос. Во время прогрева двигателя при температуре охлаждающей жидкости до 70 °С основные клапаны термостатов плотно закрывают отверстия, сообщающие водяные полости блока цилиндров с радиатором. Работа системы охлаждения двигателя СМД-60
Техническое обслуживание подразделяется на ежесменное техническое обслуживание ТО-1, ТО-2, ТО-3 и сезонное техническое обслуживание. При ежесменном техническом обслуживании (ЕТО) проверяют количество охлаждающей жидкости в системе. Уровень ее должен быть не ниже см от горловины. Доливают в систему мягкую или смягченную воду. Сливать воду из системы нужно как можно реже, потому что каждая новая заправка водой увеличивает слой накипи. Устраняют подтекания охлаждающей жидкости. При техническом обслуживании 1 (ТО-1) выполняют операции ЕТО; дополнительно смазывают подшипники вентилятора пластичной смазкой, проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремней вентилятора. При техническом обслуживании 2 (ТО-2) выполняют операции ТО-1 и дополнительно промывают и удаляют накипь. При сезонном техническом обслуживании (СТО) дополнительно проверяют правильность работы термостата. Через каждые 60 ч работы следует смазывать подшипники водяного насоса. Для этого необходимо очистить масленку от пыли и сделать 34 нагнетания солидола шприцем. Проверять натяжение ремня вентилятора. При нормальном натяжении ремня вентилятор должен провернуться от усилия 8 кгс (80 Н), приложенного к краю лопасти. Допускается проверка натяжения ремня нажатием большим пальцем руки. От усилия 5 кгс (50 Н) ремень должен прогнуться на 1015 мм. Натяжение ремня регулируют смещением генератора. Через каждые 960 ч работы необходимо промывать систему охлаждения специальным раствором для удаления накипи (например, 100 г стиральной соды и 50 г керосина на 1 л воды). Поработав на тракторе с залитым раствором одну смену, слить его и промыть систему охлаждения чистой водой. Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя СМД-60
Возможные неисправности системы охлаждения двигателя СМД-60 Причина неисправности Способ устранения Двигатель перегревается Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке Долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок Неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении) Заменить термостат Неисправен водяной насос Проверить водяной насос и в случае неисправности замените Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми Промыть снаружи сердцевину радиатора Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями Промыть систему охлаждения двигателя и заполните свежей охлаждающей жидкостью Электровентилятор не включается из-за обрыва электрической цели датчика, выхода из строя датчика, реле или электродвигателя вентилятора Проверить и восстановить электрические цепи. Повреждение клапана в пробке расширительного бачка (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением) При необходимости заменить датчик, реле или электровентилятор в сборе Заменить пробку расширительного бачка Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя Устранить утечку охлаждающей жидкости. Заменить поврежденную прокладку головки блока цилиндров Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения нестабилен Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении) Заменить термостат
Обратная лопата - основное рабочее оборудование для разработки (копания) грунта ниже уровня стоянки экскаватора. Применяется при копании котлованов, траншей, при планировании откосов и отсыпке насыпей. Может применяться для погрузочных работ. При работе обратной лопатой грунт копают в направлении к экскаватору. Гидравлические экскаваторы с обратной лопатой могут разрабатывать грунт и выше уровня своей стоянки, правда, с меньшей эффективностью, чем прямая лопата. Экскаватор с обратной лопатой используют при разработке грунта ниже уровня стоянки экскаватора, и преимущественно при отрывке небольших котлованов и траншей. Поярусная разработка грунта при этом виде оборудования, как правило, не выполняется. Разработку грунта ведут лобовыми или боковыми проходками с погрузкой грунта в автосамосвалы или с укладкой в отвал. При этом расчет параметров проходки производиться так же, как и при применении экскаватора с прямой лопатой. При наличии неровностей поверхность в пределах ширины передвижения экскаватора предварительно выравнивают бульдозером. Производство работ экскаватором с обратной лопатой
15-кубовый карьерный экскаватор Hitachi с ковшом обратная лопата
Экскаватор Hitachi EX в конфигурации «обратная лопата»
1. При эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте дорожных и строительных машин, для безопасного ведения всех видов работ, следует строго соблюдать требования техники безопасности во избежание несчастных случаев и аварий. 2. К работе на ДСМ допускаются лица, имеющие соответствующее удостоверение, достигшие 18 лет, прошедших обучение, инструктаж и стажировку. 3. Обслуживающий персонал должен работать в спецодежде, соответствующей климатическим условиям, застегнутым, завязки должны отсутствовать, волосы заправлены под головной убор. 4. Дорожно-строительная техника должна быть укомплектована медицинской аптечкой и огнетушителем. 5. Не разрешается выполнять работы на не полностью исправных машинах, у которых неисправны отдельные узлы и агрегаты. 6. Запрещается эксплуатация ДСМ с неисправными тормозами и рулевым управлением. 7. Запрещается эксплуатация с неисправными приборами световой и звуковой сигнализации. 8. Гибкие передачи, валы и другие, вращающиеся и подвижные детали должны быть закрыты защитными кожухами. 9. Запрещается осматривать механизмы и узлы, производить демонтажно-монтажные работы при работающем двигателе. 10. При осмотрах, наладках, регулировках, протяжках креплений сборочных единиц, гидросистема привода, привод насоса должен быть выключен, а гидросистема освобождена от давления 11. При выполнении ремонтных работ необходимо использовать исправный слесарный инструмент. 12. Заправка ДСМ осуществляется при остановленном двигателе только с использованием специальных средств заправочных устройств. 13. Машинист ДСМ не должен оставлять без присмотра технику с работающим двигателем. 14. При остановках ДСМ рабочее оборудование должно быть установлено в положение выключающее привод или в систему «нейтральное». 15. При работе в забоях необходимо обеспечивать отсутствия козырьков, безопасный подъезд транспортных средств под погрузку. 16. Работа ДСМ вблизи траншей, котлованов и ЛЭП должна быть обеспечена безопасным расстоянием. Общие правила охраны труда и техники безопасности
1. Раннев А.В.Устройство и эксплуатация дорожно - строительных машин: Учебник - М.:Академия,2010; 2. Шестопалов К.Н.Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование: Учебник - М.:Академия,2013; 3. Васильев Б.С.Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов: Учебник. - М.:Академия,2013; 4. Покровский Б.С.Слесарное дело: Учебник.- М.:Академия,2010; 5. Брюховецкий О.С. Основы гидравлики: Учебник. - М.:Академия,2010; 6. Прошин В.М.Электротехника: Учебник. - М.:Академия,2010; 7. Правила дорожного движения Российской Федерации. - М.,2014; 8. Кланица В.С. Охрана труда на автотранспорте: Учебное пособие.- М.:Академия, СНиП Безопасность труда в строительстве Часть 1. Общие требования; 10. СНиП Безопасность труда в строительстве Часть 2. Строительное производство; 11. Типовые инструкции по охране труда для машинистов экскаваторов одноковшовых и машинистов бульдозера; 12. Сборник нормативно-методических материалов для органов Гостехнадзора: - Изд-во ФГНУ «Росинформагротех», Интернет-ресурсы: shtml buldozerov.html 6. Литература