Александр Евгеньевич Новиков 2010
Кратко об истории кейсов. Кейс-метод – в основе своей педагогический. Он имеет историю, которая начинается с XVII в., когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их, обучая своих студентов. Родиной современного метода являются Соединенные Штаты Америки, а более точно – Школа бизнеса Гарвардского университета. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 г. Культурологической основой появления и развития кейс метода явился принцип "прецедента" или "случая". "Метод Case Study" наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесу, а в последнее время нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики и других наук.
Кейс-стади – (от английского case study – изучение ситуации) качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций.
Кейс-метод - это рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят. Кейсы бывают разной направленности, разной сложности. В зависимости от содержания их можно использовать как материал для самостоятельной творческой работы учащихся по разным дисциплинам (менеджмент, маркетинг, финансы, психология, государственное и муниципальное управление, право и т.д.). Кейсы могут быть и междисциплинарными.
Основано на использование критического мышления. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Конструктивную основу "технологии критического мышления" составляет базовая модель трех этапов "вызов – осмысление – размышление"
Сущность кейсов на нескольких страницах текста описывается конкретная ситуация, отражающая реальную проблему, которая имела место в жизни;
педагогом предлагается инструментарий для решения данной проблемы, которыми в праве воспользоваться обучающиеся;
обучающиеся самостоятельно детально изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в создаваемых рабочих группах;
в каждой группе активно генерируются различные идеи по поводу решения данной проблемы;
принятые каждой группой предложения оформляются для презентации всей аудитории;
на следующем этапе общей работы класса проводятся презентации, в ходе которых каждая группа предлагается всей аудитории решение данной проблемы с обоснованием своих аргументов
Преимущества использования кейс метода Получение обучающимися навыков решения реальных проблем; Получение навыков работы в команде; Получение навыков презентации; Получение навыков участия пресс-конференции.
По типу исследовательской стратегии; По применению; По действующим субъектам кейса; По наличию сюжета; По временной последовательности материала; По объему; По структурному наполнению; По способам представления.
разведывательный (exploratory) ; описательный (descriptive); объяснительный (explanatory or causal).
иллюстративный; исследовательский; учебный; диагностический.
личностные кейсы; организационно-институциональные кейсы; многосубъектные кейсы.
сюжетные; бессюжетные.
кейсы с естественной временной последовательностью событий; кейсы-воспоминания; прогностические кейсы.
мини-кейс; кейс средних размеров; макро-кейс;
единичный кейс; множественный кейс.
материала: аналитическая справка, отчет, рассказ, эссе, журналистское расследование, очерк, совокупность фактов, совокупность статистических материалов, совокупность документов и производственных образцов.
Хью МакЛин выделяет три признака: 1. Не актуальный и не вызывающий интереса материал (отсутствие загадки, отсутствие вопроса, отсутствие противоречия); 2. Материал в котором отсутствует изложения контекста; 3. Отсутствие в описании материала определенных живых элементов: истории, интервью.
Ряд типовых шагов для создания Кейса: 1. Определение темы и вопроса исследования; 2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»; 3. Определение контекста; 4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала; 5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации; 6. Описание и редактирование кейса; 7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Структура кейса: контекст значимые данные об окружающих (внешних) факторах которые помогают понять и интерпретировать кейс ; случай это определенная вещь которая нас интересует и как она связана с главным вопросом исследования ; факты объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.) ; решения вариативная часть кейса которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарий.
предисловие; основная часть; послесловие.
При описании кейса необходимо учитывать язык изложения. Привлекательность кейса повышает использование интересной завязки, ясность изложения, наличие необходимых примеров и живых иллюстраций.
Является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид.