Программа формирования БУД
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) разработан на основе: - конституции РФ - законодательства РФ - с учётом конвенции ООН о правах ребёнка и инвалидов представляет собой совокупность обязательных требований при реализации АООП (адаптированной основной образовательной программы)
ФГОС на основе ФГОС разработана Примерная АООП
АООП Содержательный раздел: Программа формирования базовых учебных действий Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области Программа духовно-нравственного развития Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Программа внеурочной деятельности
Программа формирования БУД Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП
Основная цель реализации программы формирования БУД: формирование основ учебной деятельности учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами программы являются: формирование мотивационного компонента учебной деятельности овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога
Составляющие БУД личностные действия самоопределения и смыслообразования, находящие отражение во внутренней позиции школьника; действие нравственно-этического оценивания регулятивные действия – действия принятия и сохранения цели, ориентации на образец (планирования), контроля и коррекции познавательные действия – логическое действие сохранения дискретного множества; знаково- символическое действие кодирования (замещения) коммуникативные действия – действия общения и кооперации
Ступени формирования БУД I – IV V – IX X - XII
Личностные учебные действия I – IVV – IX X - XII осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности
Коммуникативные учебные действия I – IVV – IXX - XII вступать в контакт и работать в коллективе слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; участвовать в коллективном обсуждении проблем
Регулятивные учебные действия I – IVV – IX X - XII адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих
Познавательные учебные действия I – IVV – IX X - XII делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале использовать усвоенные логические операции на наглядном, доступном вербальном материале использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий
Мониторинг формирования БУД 0 баллов действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Выводы по теме: Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно- развивающий потенциал образования школьников с интеллектуальными нарушениями деятельности БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося
Выводы по теме: БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной. Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корре ктировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения