ПРИНЦИПЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАНИИ
Ключевые принципы новых систем оплаты труда учителя, вводимых в школах России – нормативно-подушевое финансирование школ, обеспечивающее не снижение фонда оплаты труда школы при не уменьшении объема оказываемых школой услуг; – обеспечение увеличения доли фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда школы; – выделение в фондах оплаты труда школ стимулирующей части, распределяемой с участием общественности в зависимости от качества труда учителя; – оплата всех видов деятельности учителя наряду с оплатой урочной нагрузки; – учет интенсивности труда учителя (индекса загруженности учителя) в оплате его труда; – обеспечение зависимости заработной платы директора школы от средней зарплаты учителя в школе.
Новые подходы к системе оплаты труда педагогов Основным принципом новой системы оплаты труда (НСОТ) является разделение заработной платы работника на две части - на гарантированную часть, которая выплачивается работнику за исполнение должностных обязанностей, и на стимулирующую часть, размер которой зависит от того, насколько качественно, эффективно и результативно работал сотрудник. Второй принцип В гарантированную часть включается часть выплат за выполнение дополнительных обязанностей, связанных с выполнением воспитательных и иных функций (специальная часть)
Новая систему оплаты труда (НСОТ), ориентирована на: 1. Увеличение стимулирующей роли заработной платы. 2. Повышение эффективности и качества педагогического труда. 3. Привлечение и закрепление в системе дополнительного образования детей молодых педагогических кадров. 4. Дифференциацию уровня оплаты труда в зависимости от профессиональной квалификации работников и качества их труда.
Введение новой системы оплаты труда не может рассматриваться в отрыве от разработки и введения четких критериев оценки качества предоставляемых образовательных услуг. Оплата труда должна производиться в соответствии с результатами педагогической деятельности. Связь заработной платы с качеством и результативностью труда осуществляется с помощью стимулирующих и компенсационных надбавок и системы аттестации педагогических и руководящих работников, соответствующей новой системе оплаты труда.
Комплексным механизмом оценки качества и результативности работы педагогических работников является сочетание: - мониторинга профессиональной деятельности; - оценки их деятельности профессиональным сообществом; - оценки их деятельности родительской общественностью; - самооценки аттестуемого работника.
Новая система оплаты труда работников учреждений образования предусматривает учет в оплате труда всех видов деятельности педагогических работников: - учебную (аудиторную) нагрузку, - подготовку к занятиям, методическую работу, - научно-методическую и научную работу по направленности, - воспитательную деятельность, в том числе работу с родителями, - другие виды деятельности, определенные профессиональными стандартами и должностными обязанностями. Кроме того, осуществляется учет количества обучающихся, с которыми работает педагог.
Оплата труда работника состоит из: - основной части, - компенсационных выплат, - стимулирующих выплат. При этом возрастает значение стимулирующих выплат за качество и результаты работы. Оптимальное соотношение доли стимулирующих выплат в оплате труда %.
В основную часть НСОТ входит ставка (оклад) компенсационные выплаты включают: - доплаты за специфику работы в специальных учебно- воспитательных учреждениях для воспитанников с девиантным поведением, за индивидуальное обучение на дому больных детей и др.; - за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, - за работу в неблагоприятных условиях труда (в том числе работу в полевых условиях), - классное руководство, - заведование кабинетами, мастерскими и др.
Новая система оплаты труда направлена на усиление стимулирующей роли оплаты труда за качество и результаты работы. На региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне конкретного образовательного учреждения разрабатываются и утверждаются соответствующие локальные нормативные акты, закрепляющие:
- порядок участия общественных структур в распределении стимулирующей части оплаты труда; - критерии и показатели качества и результативности труда педагогических работников; - соотношение зависимости оплаты труда от количества обучающихся.
Перечень выплат стимулирующего характера может включать в себя следующие выплаты за: - достижение обучающимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом; - подготовку призеров олимпиад, конкурсов, соревнований и т.д.; - внедрение новых методов и разработок в образовательный процесс, использование современных информационных технологий и инновационных авторских программ; - сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового и безопасного образа жизни; - сложность и напряженность работы; - уровень профессионализма и качества выполняемой работы; - качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения, и др.
Разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов: а) объективность размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда; б) предсказуемость работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда; в) адекватность вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда; г) своевременность вознаграждение должно следовать за достижением результатов; д) прозрачность правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.