Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Любовь Павловна Галахова, педагог-психолог, КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат 6»
С ТРУКТУРА НАРУШЕНИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ НОДА Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций Выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире
СНИЖЕННЫЙ ЗАПАС ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ОБУСЛОВЛЕН ПРИЧИНАМ И - вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми; - затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.
О СОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ нарушение активного произвольного внимания; повышенная истощаемость всех психических процессов, отчасти связана с церебрастеническим синдромом; повышенная инертность и замедленность всех психических процессов.
НАРУШЕНИЕ КООРДИНИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ АНАЛИЗАТОРНЫХ СИСТЕМ Патология зрения; патология слуха; патология мышечно-суставного чувства..
АНОМАЛИИ ЗРЕНИЯ отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения; часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз); двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации.
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННО - РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА Снижение слуха, при гиперкинетической форме на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные; у многих детей отмечается недоразвитие фонематического восприятия с нарушением дифференцирования звуков, сходных по звучанию; недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия; повышенная чувствительность к звуковым раздражителям.
П РИ ВСЕХ ФОРМАХ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ИМЕЮТ МЕСТО ГЛУБОКАЯ ЗАДЕРЖКА И НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗАТОРА ( ТАКТИЛЬНОЕ И МЫШЕЧНО - СУСТАВНОЕ ЧУВСТВО ). Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля. У многих детей выражена невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля. Перцептивные расстройства у детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности.
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У детей выражены нарушения представлений схемы тела; значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела; затруднена дифференциация правой и левой стороны тела; пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом; затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около); с трудом усваивают понятия величины; недостаточно четко воспринимают форму предметов плохо дифференцируют сходные формы - круг и овал, квадрат и прямоугольник.
Р ЯД НАРУШЕНИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ КЛИНИЧЕСКИХ ФОРМ ЗАБОЛЕВАНИЯ При спастической диплегии наблюдается удовлетворительное развитие словесно-логического мышления при выраженной недостаточности пространственного гнозиса и праксиса. С правосторонним гемипарезом часто наблюдается оптико-пространственная дисграфия. При гиперкинетической форме ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия).
РАССТРОЙСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ повышенная эмоциональная возбудимость; раздражительность; двигательная расторможенность; заторможенность; застенчивость, робость; склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций.
НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ пониженная мотивация к деятельности; страхи, связанные с передвижением и общением; стремление к ограничению социальных контактов.
И ТАК, психическое развитие ребенка с НОДА характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы и личности. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.
Спасибо за внимание!