Цена образования
План 1. Понятие и функции цены в рыночной экономике 2. Классификация цен. 3. Ценообразование в сфере образования.
Цена – денежное выражение стоимости товара учетная стимулирующая распределительная Функции цены
Классификация цен по степени регулируемости Свободные складываются на рынке под влиянием спроса и предложения Регулируемые формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства Фиксированные устанавливаются государством
Классификация цен Единые (поясные) – цены на базовые виды продукции, подверженные гос. регулированию Региональные – устанавливаются предприятиями – изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления А также: Аукционная – цена товара, проданного на аукционе Биржевая – цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже Договорная – цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с договором В зависимости от территории действия:
Цена образования это цена потребления услуги, т.е. полные затраты потребителя, которые включают как цену, по которой эта услуга приобретается, так и совокупность разнородных затрат, связанных с нормальным потреблением, использованием приобретенных знаний в течение всего нормативного срока их использования Цена образования Основывается на затратах. В соответствии с затратным подходом цена подготовки специалиста по специальности рассчитывается как сумма себестоимости услуги и закладываемой величины прибыли. В качестве базы может использоваться фактическая, плановая или нормативная себестоимость Ценообразование в сфере образования
Затраты, входящие в себестоимость при формировании цены 1)заработная плата преподавателей с отчислениями; 2) затраты на амортизацию и ремонт основных фондов; 3) оплата коммунальных услуг и электроэнергии; 4) арендная плата; 5) затраты на ремонт и обслуживание технического обеспечения учебного процесса; 6) расходы на содержание административно-управленческого и обслуживающего персонала и прочие расходы Эти расходы являются условно-постоянными, не зависящими (до определенного уровня) от количества учащихся.
Расчет затрат на оказание образовательных услуг Расчет затрат на оказание образовательных услуг делят на 2 группы 1)На основе штатных нормативов, в соответствии с которыми определяется число учащихся, приходящихся на одного преподавателя 2)С использованием показателя трудоемкости учебного плана по специальности
В первом случае сначала определяется возможный контингент учащихся, на основе которого рассчитывается число преподавателей, необходимых для проведения занятий. Затем исчисляются полные затраты на ведение учебного процесса, на базе которых формируется цена. Недостатком такого способа является то, что в целях сокращения затрат нормативы могут быть завышены и, следовательно, будут стимулировать неоправданное с точки зрения сохранения качества услуги увеличение числа учащихся в классе или группа Во втором случае сначала определяется число часов занятий, необходимых для получения учащимися соответствующих знаний в полном объеме. На этой основе рассчитывается общая сумма затрат на оплату труда как произведение фиксированной часа ставки труда преподавателя и количества часов по дисциплине. Если почасовая ставка оплаты труда преподавателя зафиксирована, то для обеспечения прибыльной деятельности образовательное учреждение должно обеспечить определенное количество учащихся. При этом имеет месте противоречие: высокая ставка заработной платы преподаватели требует значительного наполнения аудитории, но высокая цена сокращает спрос и не позволяет набрать необходимое число учащихся
Спасибо за внимание