Тема урока: «Весна в поэзии, музыке, живописи» Подготовила: учитель Герасимова Т.Я г. МБОУ Ломовская СОШ
Сегодня чудесная погода. Не правда ли, ребята? Да и как же может быть иначе? Ведь пришла весна. Этому чудесному времени года поэты посвящали стихи, художники – картины, а композиторы писали музыку. А что вы себе представляете, когда слышите слово «весна» ? далее
ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ! Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью, с великой милостью: С льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным! Юон. К.Ф. «Мартовское солнце»
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ «ВЕСНЯНКА» Что представляет собой первая строчка песни? Почему автор называет весну красной? Почему в предложении стоит двоеточие?
« ВЕСЕННИЕ ВОДЫ» Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег Бегут и блещут, и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Весна идет, весна идет! И тихих, теплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.
1. Каким настроением проникнуто стихотворение? 2. Какие признаки весны показывает нам автор? 3. Как удалось автору показать победное шествие весны? 4. Вспомним, что такое эпитет, сравнение, олицетворение. 5. Найдите в стихотворении эпитеты, сравнения, олицетворения, запишите их. 6 С какой целью использует их автор? далее « Весенние воды» Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег Бегут и блещут, и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Весна идет, весна идет! И тихих, теплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.
Впечатление нарастания победы весны: с помощью повторов Весна идет, весна идет! Бегут и будят…, бегут и блещут…; интонации нарастание интонации в конце строк, много восклицательных знаков; глаголов белеет, шумят, бегут и будят, бегут и блещут и т.д. назад
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Олицетворение - неживой предмет наделяется признаками живого существа назад
Название Пример 1. Эпитет Тихих, теплых дней; румяный хоровод; молодой весны 2.Сравнения Воды-гонцы 3. Олицетворения бегут, блещут, гласят(ручьи), она (весна) выслала Художественные средства в стихотворении «Весна идет»
ВЕСНА В МУЗЫКЕ. П.И. ЧАЙКОВСКИЙ. «ВРЕМЕНА ГОДА. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ.»
ВЕСНА В ЖИВОПИСИ. И. И. ЛЕВИТАН «БОЛЬШАЯ ВОДА»
1. Нравится ли вам этот пейзаж? 2. Опишите данную картину, что вы видите на ней?Опишите данную картину, что вы видите на ней? 3. Какие краски преобладают на картине?Какие краски преобладают на картине?
На первом плане изображена река. Она разлилась и забрала старую лодку в свои воды. Река затопила часть деревьев, стоящих у берега. На втором плане изображен островок с растущими на нём берёзками. Эту небольшую часть земли вода еще не успела залить. На заднем плане изображён свободный от воды участок земли. Деревья закрывают большую часть острова, но мы отчётливо видим два светлых дома. Вода затопила два других дома.
Колорит картины образуется из тонких оттенков и переходов трех основных цветов - голубого, желтого и зеленого. Господствует голубая гамма в соответствии с главным мотивом картины. С ней удачно сочетается желтизна берега, переходящая в коричневато-розоватый тон прошлогодней листвы и набухающих веток берез, с коричневатыми стволами деревьев и цветом лодки.
МЫ РИСУЕМ ВЕСНУ…
НАШИ СТИХИ О ВЕСНЕ
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ: (ПО ВЫБОРУ) 1).Сочинение по картине И.И. Левитана «Большая вода» 2)Весна идет.(По личным впечатлениям) 3)Звуки весны.(По личным впечатлениям)
ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ С НАСТУПЛЕНИЕМ ВЕСНЫ!