Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 68 ФЗ 7 от «Об охране окружающей среды»).
Общественные контрольные функции реализуются: в формах участия общественных объединений в оценке воздействия планируемой деятельности на окружающую среду (в рамках ОВОС); контроля за принятием экологически значимых решений в рамках общественной экологической экспертизы; право граждан и общественных объединений затребовать информацию о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по ее охране, а также право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Итоги общественного контроля могут закрепляться в форме обращения (предложения, заявления или жалобы), которое по действующему законодательству рассматривается в обязательном порядке ( ст. 9 ФЗ 59 от «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСПЕКЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Советский период Закон РСФСР от «Об охране природы в РСФСР» предусматривал, что в помощь государственным органам при местных отделениях Всероссийского общества содействия охране природы и озеленению населенных пунктов учреждаются общественные инспекции по охране природы, которые согласуют свою деятельность с другими общественными инспекциями.
В настоящее время законодательством Российской Федерации никак не урегулирован вопрос об организации общественных экологических инспекций, не регламентирован круг прав и обязанностей общественных экологических инспекторов.
Предложения по формированию системы общественного экологического контроля необходимо четко обозначить круг субъектов общественного экологического контроля, имеющих право на проведение проверки экологических требований; следует закрепить требование о необходимости прохождения лицами, планирующими заниматься общественным экологическим контролем, обязательного обучения на специализированных курсах по эколого- правовым вопросам; требуется обозначить объем правомочий инспекторов общественного экологического контроля.
нужно установить в качестве оснований проведения проверок субъектами общественного экологического контроля наличие у них информации о нарушениях экологических требований; необходимо определить меры ответственности представителей хозяйствующих субъектов при воспрепятствовании ими реализации правомочий инспекторами общественного экологического контроля; организовать систему взаимодействия между органами, осуществляющими государственный экологический контроль и общественными экологическими инспекторами.
Список литературы 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием ) 2. ФЗ 7 от «Об охране окружающей среды». 3. ФЗ 59 от «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 4. Закон РСФСР от «Об охране природы в РСФСР». 5. Винокуров А.Ю. Общественный экологический контроль: современное состояние и перспективы. 6. Русин С.Н. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти, граждан и общественных объединений при осуществлении экологического контроля (надзора) 7. Черепанова М.В. Общественные экологические инспекции: история и современность