Импрессионизм в музыке и живописи Подготовила: ученица 5«Д» класса «Гимназии им. Подольских курсантов» Коваленко Анна Преподаватель: Щедрая Л.Д. г.Климовск
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression впечатление), направление в искусстве последней трети XIX начале XX вв. Музыкальный импрессионизм в качестве предшественника имеет прежде всего импрессионизм во французской живописи, одним из основателей которого является французский живописец - Оска́р Кло́д Моне́. У них не только общие корни, но и причинно-следственные отношения. И главный импрессионист в музыке – французский композитор Клод Дебюсси.
Главное в музыкальном импрессионизме передача настроений, приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности. С основной линией импрессионизма в живописи его роднит восторженное отношение к жизни; моменты острых конфликтов, социальных противоречий в нём обходятся. Позднее, в 8090-е гг., идеи импрессионизма и отчасти его творческие приемы нашли свое выражение и во французской музыке. Два композитора К. Дебюсси и М. Равель наиболее ярко представляют течение импрессионизма в музыке. В их фортепьянных и оркестровых пьесах- эскизах с особой гармонической и ладовой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с глубоко личными переживаниями музыканта-поэта, влюбленного в красоту окружающего мира. Оба они любили народную музыку французскую, испанскую, восточную, любовались ее неповторимой красочностью.
Общие черты в творчестве художников и композиторов-импрессионистов обнаруживаются не только в области содержания, тематики, но и художественного метода. Необычный взгляд на окружающий мир определил технику живописи импрессионистов. Пленэр – главный ключ к их методу. Они не прошли мимо главных научных открытий в оптике о разложении цвета. Цвет предмета есть впечатление человека, которое меняется постоянно от освещения. Импрессионисты накладывали на холст краски только тех цветов, которые присутствуют в солнечном спектре, без нейтральных тонов светотени и без предварительного смешивания этих красок на палитре. Они наносили краску мелкими раздельными мазками, которые на расстоянии вызывают впечатление вибрации, контуры предметов при этом теряют чёткость очертаний.