«Севастопольские рассказы» ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО
«По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества».
История создания «Севастопольские рассказы» создавались Толстым по свежим следам событий. В Севастополе Толстой оказался впервые в самом конце 1854 г., через несколько месяцев после начала осады города англо- французскими войсками. В январе 1852 г. Толстой определился на военную службу, в артиллерию. В течение двух лет он служил на Кавказе, и эти годы - годы, связанные у него с сильными новыми впечатлениями и началом серьезной литературной работы,- оставили в нем лучшие воспоминания. В 1854 г., вскоре после того, как началась русско-турецкая война, Толстой подает прошение о переводе его в Дунайскую армию. Некоторое время он служит при штабе армии, в Кишиневе, совершает поездки по Молдавии, Валахии и Бессарабии, наблюдает осаду крепости Силистрия. В ноябре и декабре 1854 г. он несколько раз выезжает в осажденный Севастополь. Он выражает желание перевестись в крымскую армию, быть ближе к самым важным и решающим событиям, непосредственно принять в них участие.
Оборона в Севастополе В марте 1855 г. часть, в которой служит Толстой, переводится в Севастополь, на самом опасном месте в Севастополе. Он записывает в дневнике: 2 апреля - «Я живу в Севастополе. Потерь у нас уже до пяти тысяч, но держимся мы не только хорошо, но так, что защита эта должна очевидно доказать неприятелю невозможность когда бы то ни было взять Севастополь. Написал вечером две страницы «Севастополя»: 3-7 апреля - «Третьего дня ночевал на 4-м бастионе. Изредка стреляет какой-то пароход по городу. Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые по улице играли в лошадки: они обнялись и упали вместе. Девочка - дочь матроски. Каждый день ходит на квартиру под ядра и бомбы...
Оборона в Севастополе 12 апреля - «4-й бастион. Писал Севастополь днем и ночью и, кажется, недурно и надеюсь кончить его завтра. Какой славный дух у матросов!..»; 13 апреля- «Тот же 4-й бастион, который мне начинает очень нравиться, я пишу довольно много. Нынче окончил Севастополь днем и ночью и немного написал Юности. Постоянная прелесть опасности, наблюдения над солдатами, с которыми живу, моряками и самым образом войны так приятны, что мне не хочется уходить отсюда, тем более что хотелось бы быть при штурме, ежели он будет…».
23 мая 1855 года известный писатель Лев Толстой на 4-ом бастионе в осажденном Севастополе стал свидетелем кровопролитного боя между русскими и французами, давшего ему материал для рассказа "Севастополь в мае".
Севастопольские рассказы Эти дневниковые записи Толстого - свидетельства весьма существенные и важные для понимания жизненной и художествен пой природы «Севастопольских рассказов». Да и не только их одних. То, о чем пишет Толстой в своих военных рассказах, он пишет не понаслышке, не со стороны, а как человек, сам все переживший и по собственному опыту все знающий. Этого не может не заметить, не почувствовать читатель его произведений. Отсюда то особенное доверие, которое мы, читатели, испытываем к Толстому.
И. Айвазовский «Осада Севастополя»
Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны Севастополя, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе 1855 года» (1855). О них Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».
«Севастопольские рассказы» цикл из трёх рассказов, написанных Львом Толстым и опубликованных в 1855 году Львом Толстым 1855 году «Севастопольские рассказы» цикл из трёх рассказов, написанных Львом Толстым и опубликованных в 1855 году Львом Толстым 1855 году В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 г. и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 г. Комментируем фрагменты рассказа: описание фурштатского солдата; посещение госпиталя и операционной; описание 4-го бастиона; авторский вывод: «...убежденность в невозможности... поколебать где бы то ни было силу русского народа». И "фурштатский солдатик", и "офицер в безукоризненных белых перчатках", и "матрос, который курит, сидя на баррикаде", и "рабочие солдаты с носилками", как и многие другие, просто "исполняют свое дело, какое бы оно ни было".
Вывод. В рассказе Толстой показывает военные действия без прикрас, в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. На групповом портрете участников севастопольской обороны художника В.Ф. Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!
Обсуждение рассказа «Севастополь в мае» В мае 1855 г. произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля. Комментируем такие фрагменты рассказа: рассуждения о пехотных офицерах; сцена, когда офицер укоряет солдата; описание раненых; сцена перемирия; описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых; Авторский вывод: «И эти люди... не упадут вдруг на колени... и со слезами радости и счастья не обнимутся как братья?»
Вывод. В рассказе звучит мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное, по мнению Толстого, правдивое изображение войны в крови и страданиях.
Август это самый страшный месяц долгой осады Севастополя, закончившейся падением города 27 августа 1855 г. Севастополь героически сражался 349 дней. Комментируем фрагменты рассказа: описание солдат; описание места битвы; рассуждения о природе подвига; описание батареи; рассказ о Мельникове, братьях Козельцовых; поведение людей; страницы штурма; авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».
Вывод. Главное в рассказе размышления о природе подвига, убежденность автора в героизме русского народа, мысль о жестокости любой войны.
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ ЭПОПЕИ ПРОСТОЙ НАРОД, ПРАВДИВО ПОКАЗАННЫЙ ТОЛСТЫМ. В РАССКАЗАХ ТОЛЬКО ОДИН ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ ВИЦЕ-АДМИРАЛ В. А. КОРНИЛОВ. ВОЙНА В РАССКАЗАХ ДАЕТСЯ В НАСТОЯЩЕМ ЕЕ ВЫРАЖЕНИИ «В КРОВИ, В СТРАДАНИЯХ И СМЕРТИ», БЕЗ СТРЕМЛЕНИЯ НАПУГАТЬ ЧИТАТЕЛЯ И БЕЗ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ФРАЗ, НО ВНУШАЯ ЕМУ МУЖЕСТВО И СТОЙКОСТЬ. СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ТОМ, ЧТО, МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ В ЖИЗНИ, ОН УВЕРЕННО ДЕЙСТВУЕТ В УСЛОВИЯХ ОПАСНОСТИ. ТОЛСТОЙ УВЕРЕН: В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ, НАРОД, МАССЫ РЕШАЮТ КОРЕННЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, ОПРЕДЕЛЯЮТ СУДЬБУ ГОСУДАРСТВА. ЭТО ТЕ ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ, КОТОРЫЕ ПОЗДНЕЕ НАЙДУТ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР».
Спасибо за внимание