Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Московской области
«Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ч.1 ст. 34 Конституции РФ)
«Предпринимательство – это решающее условие социально-экономического развития России, повышения благосостояния государства и его граждан, главный элемент гражданского возрождения России и источник сильной государственной власти». (Посошков И.Т. «Книга о скудости и богатстве», 1724 г.)
* Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ) * Предпринимательская деятельность регулируется гражданским правом, в первую очередь Гражданским кодексом РФ.
Деятельность предпринимателей в реальности значительно шире Она включает в себя: * привлечение предпринимателями наемных работников * уплату налогов, таможенных пошлин; * соблюдение обязательных предписаний органов государственного управления; * административную и иную ответственностью за правонарушения; * защиту собственной деловой репутации; * предпринимательская деятельность регулируется и охраняется нормами практически всех отраслей права - конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового, процессуального и даже уголовного.
* Предпринимательская деятельность регулируется и охраняется нормами практически всех отраслей права – конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового, процессуального и даже уголовного. * Т.о. нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности – это комплекс имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, в ходе которых предприниматель получает прибыль, а также некоторые гражданско-правовые аспекты иных видов деятельности предпринимателей как участников свободного рынка.
* 1. Конституция РФ - основной источник предпринимательского права. В ней закреплены конституционные гарантии и ограничения предпринимательской деятельности. * 2. Кодексы РФ: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Об административных правонарушениях, Уголовный.
3. Федеральные законы Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с последними изменениями от ) : регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства; определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; определяет виды и формы поддержки предпринимательства.
3. Федеральные законы - от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; - от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; - от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Данный Закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации; - от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; - от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании»;
3. Федеральные законы - от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; - от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; - от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"; - от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"; - от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; - от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах"; - от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"; - от 26 декабря 1995 г. 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и др.
* 4. Нормативные правовые акты субъектов федерации и органов местного самоуправления: определяют правила пользования природными ресурсами, объектами производственной инфраструктуры, устанавливающими порядок приватизации государственного имущества субъектов федерации и муниципальной собственности.
5. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ. 6. Акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
* 7. Локальные нормативные акты, принимаемые самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Например, локальным актом является приказ об учетной политике организации, о перечне сведений, составляющих коммерческую тайну.
* Предприниматель - это лицо, осуществляющее в установленном порядке предпринимательскую деятельность (производящее товары, выполняющее работы, оказывающее услуги и т.д.), занимающееся этой деятельностью систематически, на профессиональной основе, в виде промысла. Это лицо, обладающее особым правовым статусом.
К субъектам МСП относятся: * потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), внесенные в ЕГРЮЛ; * физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), внесенные в ЕГРИП; * крестьянские (фермерские) хозяйства.
Ограничение в отношении суммарной доли участия на юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» Для юридических лиц - суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49 процентов. До 2015 года: 25% Новое Федеральный закон от ФЗ
2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений 3) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений для каждой категории субъектов МСП Средние Малые Микро -от 101 до 250 человек - не более 2 млрд руб. (2014: не более 1 млрд. руб.) -от 16 до 100 человек - не более 800 млн руб. (2014: не более 400,0 млн. руб.) -до 15 человек - не более 120 млн руб. (2014: не более 60,0 млн. руб.)
20 Постановление Правительства Российской федерации от 30 декабря 2014 года 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» Постановление Правительства Российской федерации от 30 декабря 2014 года 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» Федеральный закон от «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 2 2 Распоряжения МИИ от Р «Об утверждении Порядка конкурсного отбора по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий подпрограммы III «Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области» государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» (вносятся изменения) Постановление Правительства МО от /36 «Об утверждении порядка предоставления субсидии из бюджета Московской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на реализацию мероприятий на реализацию подпрограммы III «Развитие предпринимательства в Московской области» государственно программы Московской области «Предпринимательства Подмосковья» 5 5 Постановление Правительства МО от 23 августа 2013 г. N 662/37 «Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья»
Специальные режимы налогообложения: - упрощенная система; - ЕНВД; - сельскохозяйственный налог; - патенты; Упрощенная система отчетности. 10% от общего годового объема государственного и муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ГОСЗАКАЗ ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА - субсидирование - поручительство - кредиты Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества: - аренда более 2 лет; - площадь не превышает 1000 кв.м.
* Инфраструктура поддержки областные фонды ГАРАНТИЙНЫЙ ФОНД Создан в 2010 году ФОНД МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ Создан в 2010 году ФОНД РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИЙ Создан в 2010 году ФОНД РАЗВИТИЯ ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Создан в 2005 году
отсутствует просроченная задолженность по налогам и иным обязательствам в бюджет любого уровня РФ размер среднемесячной заработной платы работников должен составлять не менее величины минимальной заработной платы, установленной на территории 23 субъект зарегистрирован в качестве ЮЛ или ИП и осуществляет свою деятельность на территории Московской области в отношении субъекта отсутствует процедура реорганизации, ликвидации или банкротства деятельность субъекта не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ Московской области 1 1 субъектом предоставлен полный пакет документов, необходимых для получения государственной поддержки субъектом предоставлен полный пакет документов, необходимых для получения государственной поддержки
24 СУБСИДИИ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ МСП: Не зарегистрированным на территории Московской области и/или не осуществляющим деятельность на ее территории Осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых Являющимся кредитными организациями, страховыми компаниями, инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами Являющимся участниками соглашений о разделе продукции Осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса Осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса В отношении которых ранее было принято решение об оказании аналогичной государственной поддержки и сроки ее оказания не истекли В отношении субъекта ранее не было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли Являющимся нерезидентами Российской Федерации
Предлагаемые направления программы на ПОДДЕРЖКА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2. ПОДДЕРЖКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ 3. РАЗВИТИЕ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ
* Поддержка приоритетных направлений развития и видов деятельности ОБЛАСТНОЙ УРОВЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ТОРГОВЛЯ ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС СФЕРА БЫТОВЫХ УСЛУГ ИННОВАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОИЗВОДСТВО ОДЕЖДЫ, ОБУВИ ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ
ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ДОГОВОР Срок рассмотрения заявки 30 дней с даты подачи в бюджетное учреждение ОЦЕНКА ЗАЯВКИ И ПЕРЕДАЧА НА ЭКСПЕРТИЗУ РАБОЧАЯ ГРУППА СОВЕТА ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБУ МО «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» ЗАЯВКАИДОКУМЕНТЫ «ОДНО ОКНО» ПОДГОТОВКА ДОГОВОРОВ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИЕМ И РАССМОТРЕНИЕ - БЕСПЛАТНО
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ РАБОЧАЯ ГРУППА СОВЕТА ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБУ МО «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИЕМ ЗАЯВОК И ДОКУМЕНТОВ ОЦЕНКА КОМПЛЕКТНОСТИ ОЦЕНКА ЗАЯВОК ПО КРИТЕРИЯМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАНЖИРОВАНИЕ ПРЕТЕНДЕНТОВ ПО ПОЛУЧЕННЫМ БАЛЛАМ ПОДГОТОВКА ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ПОРУЧИТЕЛЬСТВ В ГАРАНТИЙНОМ ФОНДЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАЯВКА НА ПОЛУЧЕНИЕ ПОРУЧИТЕЛЬСТВА ГАРАНТИЙНЫЙ ФОНД БАНК – ПАРТНЕР (БОЛЕЕ 30) ЗАЯВКА НА ПОЛУЧЕНИЕ КРЕДИТА ПОРУЧИТЕЛЬСТВО КРЕДИТНЫЙДОГОВОР РАЗМЕР ПОРУЧИТЕЛЬСТВА ДО 42 МЛН. РУБ. СТАВКА ОТ 0 % ДО 2 %
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ КРЕДИТОВ В ФОНДЕ МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ФОНД МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ ЗАЯВКА НА ПОЛУЧЕНИЕ КРЕДИТА КРЕДИТНЫЙДОГОВОР РАЗМЕР КРЕДИТА ДО 1 МЛН. РУБ. СРОК КРЕДИТА ДО 1 ГОДА СТАВКА ОТ 8 % ДО 12 %
* ПОДДЕРЖКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МЛРД. РУБЛЕЙ РОСТ В 2 РАЗА ЗАДАЧА. УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА МУНИЦИПАЛИТЕТОВ, ИМЕЮЩИХ СОБСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЕ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ СОЗДАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ (БИЗНЕС – ИНКУБАТОРЫ, ТЕХНОПАРКИ, ИНЖИНИРИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ, ЦЕНТРЫ ПРОТОТИПИРОВАНИЯ) С ВОЗМОЖНОСТЬЮ МЕЛКОСЕРИЙНОГО ВЫПУСКА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!