Организационное обучение как передача знаний Еремеев А.П., Малиновский В.П. МЭИ (ТУ)
План доклада 1.Система корпоративной памяти (СКП) 2.Формальная модель цикла обращения знаний в СКП 3.Предметная область (ПО) «Менеджмент проектов» 4.Процедура и результаты внедрения системы корпоративной памяти
1. «Петля» организационного обучения и бизнес-процессы организации
Система корпоративной памяти (СКП)
Вид веб-интерфейса СКП
2. Модель цикла обращения знаний в СКП Пополнение КП пользователем, в результате чего некоторая часть знаний пользователя оформляется в явном виде, доступном для автоматической обработки или «ручного» занесения в БЗ КП (отображение ). Занесение знаний, оформленных пользователем, в БЗ КП, в результате чего оформленная часть знаний пользователя становится фрагментом БЗ КП (отображение ). Получение пользователем знаний от КП – пользователь получает в явном виде некоторый фрагмент знаний из БЗ КП (отображение ). Усвоение знаний пользователем – полученный от КП фрагмент знаний становится знаниями пользователя (отображение ). Получение пользователем знаний, обусловленных его работой с КП (отображение ).
Процесс передачи знаний пользователю СКП Интерпретируется как изменение состояния совокупности знаний K под воздействием совокупности знаний M, обусловленное ситуацией S Процесс передачи знаний, «обусловленный отсутствием памяти» Процесс передачи знаний, «обусловленный наличием памяти»
Формальная модель онтологии ПО X – множество концептов, представляющих собой самостоятельные единицы знаний, осваиваемые получателем. Каждый концепт обладает именем, кратким описанием, гипертекстами, тестовыми вопросами различных типов. Все концепты разделяются на два основных типа: –концепты-понятия, составляющие предметное содержание знаний, хранимых в БЗ; –концепты-термины, образующие язык или языки описания понятий ПО (например, концепту-понятию «цель» в русском языке соответствуют концепты-термины «цель», «задача» и в английском – «goal», «objective», «purpose», «target»). R – множество отношений, попарно связывающих концепты между собой. Отношения между концептами определяют возможные пути движения по содержанию, и подразделяются на несколько типов: –отношения, связывающие между собой понятия, которые используются для построения иерархии понятий, а также для связи различных деревьев понятий между собой; –отношения, связывающие между собой термины и обусловленные языковыми особенностями, которые образуют семантическую сеть; –отношения, связывающие термины с понятиями и обусловленные использованием тех или иных языковых единиц (терминов) для описания понятий. E – множество оценок, которые имеют дискретный характер, при этом используется следующая градация, полученная экспертным путем (служат для описания совокупности знаний M i ): –0 – в начале работы пользователя с системой все концепты имеют минимальную оценку; –1 – оценка показывает, что пользователь уже начал освоение концепта, однако по какой-либо причине тестирование не проводилось; –2 – оценка отражает минимально допустимый уровень прохождения теста; –3 – оценка показывает, что пользователь прошел тестирование хорошо. Ф – множество функций интерпретации, которые позволяют интерпретировать различные познавательные сущности и сопоставлять им концепты из X (позволяют связать когнитивную и онтологическую модели).
Когнитивная модель ситуации определение ситуации; события, отделяющие ситуацию от предыдущей и от последующей; множество факторов, задающих ситуацию, каждый из которых имеет некоторый диапазон значений; множество причинно-следственных отношений между факторами.
3. ПО «Менеджмент проектов»
Когнитивная карта ситуации (игровой проект) Факторы – переменные ситуации Связи с характеристиками +0.6 Показатели релевантности G f
Результаты апробации СКП в ходе игрового проекта Место, занятое группой1234Средн. Релевантность знаний, % Достаточность знаний, % Место, занятое группой1234Средн. Достаточность знаний, % Оценка менеджерами проектов знаний, предоставленных СКП по описанию ситуации. Релевантность знаний понимается как соответствие предоставленных знаний решаемой задаче (ситуации), а достаточность – как наличие всех необходимых для решения задачи знаний в предоставляемой совокупности: Оценка достаточности всех знаний, описанный онтологией, для решения практической задачи:
План-карта проблем
4. Процедура реинжиниринга бизнес- процессов при помощи СКП 1.Формирование группы с посредником. Группа должна включать в себя сотрудников (ЛПР), которые имеют дело с обсуждаемой проблемной ситуацией в своей практической деятельности. Посредник должен обладать навыками ведения дискуссии и диалога, и быть компетентным в области организационного обучения; 2.Фиксация и описание проблемных ситуаций в деятельности менеджеров проектов (ЛПР). Здесь могут быть использованы различные языки: словесное описание, представление деятельности в виде совокупности бизнес-процессов, когнитивное моделирование и т.п. Этой работой занимается сформированная группа, используя, в том числе, и методику проблематизации. Была использована также разработанная методика план-карты проблем; 3.Составление перечня способов корректировки деятельности. Эти способы предлагаются участниками сформированной группы. При этом возможно привлечение внешнего экспертного знания. Составленный перечень должен содержать как можно больше различных способов решения проблем; 4.Выделение основных переменных (или факторов), влияющих на выявленные проблемные ситуации. Для этого предлагается подход построения КК, в том числе с выстраиванием на них причинно-следственных цепочек и циклов; 5.Выбор из созданного перечня способов корректировки деятельности тех, которые имеют отношение к основным переменным, и формирование из выбранных способов иерархии, которая будет использована для построения онтологии согласно методики ВОИ; 6.Подготовка документов, описывающих сформированные способы корректировки основных переменных, и ввод их в БД КП. При этом СКП включается в локальную сеть организации и работе с ней обучаются сотрудники (ЛПР). Выделенные документы и способы были добавлены в разработанную версию СКП по менеджменту проектов. 7.Далее СКП используется для обучения ЛПР способам управления основными факторами деятельности. Это обеспечивается, в частности, тем, что вся работа по реинжинирингу была проделана теми же сотрудниками, которые участвуют в практической деятельности организации.
Результаты внедрения СКП Сокращение времени подготовки проектов – было отмечено, что время, затрачиваемое в среднем на подготовку учебно- консультационных проектов, снизилось на 30%. Снижение количества ошибок – за счет того, что менеджерам проектов предоставляются релевантные знания, сократилось примерно в три раза количество ошибок, совершаемых при ведении учебно-консультационных проектов. Развитие сотрудников организации – 73% сотрудников организации отметили полезность СКП и методики построения «план-карты» проблем для личного развития, в частности повышение осознанности принятия решений. Подготовка к сертификации PMI – материалы, подготовленные и введенные в СКП, используются для подготовки менеджеров проектов организации к планируемой сертификации по стандарту PMI.
Система корпоративной памяти Формальная модель цикла обращения знаний Предметная область «Менеджмент проектов» Процедура внедрения системы корпоративной памяти