Художественная культура Древней Греции
Познай самого себя. Познай самого себя. Хилон из Спарты. Надпись в храме Аполлона в Дельфах Мера важнее всего. Мера важнее всего. Клеобул Линдский. Надпись в храме Аполлона в Дельфах Человек есть мера всех вещей. Человек есть мера всех вещей.Протагор Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности. Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности.Перикл
Периодизация истории и культуры Древней Греции I – гомеровский (XI-IX вв. до н.э) I – гомеровский (XI-IX вв. до н.э) II – архаический (VIII-VI вв. до н.э.) II – архаический (VIII-VI вв. до н.э.) III – классический (V-IV вв. до н.э.) III – классический (V-IV вв. до н.э.) IV – эллинистический IV – эллинистический (конец IV-I вв. до н.э.)
Ордерная система ОРДЕР - определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. ОРДЕР - определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент).
Периптер – основной тип греческого храма Периптер - прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окружённое колоннадой. Периптер - прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окружённое колоннадой. Внутри периптер обычно состоял из пронаоса и наоса (целлы), позади наоса часто устраивалось закрытое помещение - опистодом (Парфенон). Внутри периптер обычно состоял из пронаоса и наоса (целлы), позади наоса часто устраивалось закрытое помещение - опистодом (Парфенон). Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма. Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма.
Портик – колоннада с несущим перекрытием в виде треугольника – фронтона. Портик – колоннада с несущим перекрытием в виде треугольника – фронтона. Портик – символ небесного мира богов. Портик – символ небесного мира богов.
Архитектура классики: Афинский акрополь Акрополь- общественный и культурный центр Афинского государства. V в. до н.э. Акрополь- общественный и культурный центр Афинского государства. V в. до н.э.
Афинский акрополь Свободная планировка Свободная планировка Уход от симметрии Уход от симметрии Соблюдение пропорций Соблюдение пропорций Соразмерность с человеком и окружающей природой Соразмерность с человеком и окружающей природой Гармония Гармония Лёгкость Лёгкость
Парфенон Иктин и Калликрат. Парфенон г. до н.э. Афины. Иктин и Калликрат. Парфенон г. до н.э. Афины.
Фидий Фидий Афина Парфенос, гг. до н. э. Афина Парфенос, гг. до н. э. Мрамор. Мрамор. Национальный археологический музей, Афины Национальный археологический музей, Афины копия копия
Эрехтейон Эрехтейон гг. до н.э. Афины. Эрехтейон гг. до н.э. Афины.
Классический стиль Гармония Гармония Легкость Легкость Простота Простота Соразмерность человеку Соразмерность человеку Практичность Практичность Торжественность Торжественность
Скульптура периода архаики Курос из Аттики. Мрамор. Около 520 г. до н.э. Национальный археологический музей. Афины. Курос из Аттики. Мрамор. Около 520 г. до н.э. Национальный археологический музей. Афины. Кора в пеплосе. Мрамор. Около 530 г. до н.э. Музей Акрополя. Афины. Кора в пеплосе. Мрамор. Около 530 г. до н.э. Музей Акрополя. Афины.
Скульптура периода классики Мрон. Дискобол. Около 450 г. до н.э. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала. Мрон. Дискобол. Около 450 г. до н.э. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала. Музей терм. Рим.
Скульптура периода классики Поликлет. Дорифор. V в. до н.э. Реконструкция в бронзе с мраморной римской копии. Национальный археологический музей. Неаполь. Поликлет. Дорифор. V в. до н.э. Реконструкция в бронзе с мраморной римской копии. Национальный археологический музей. Неаполь. Равновесие фигуры достигнуто тем, что приподнявшемуся правому бедру соответствует опущенное правое плечо и, наоборот, опустившемуся левому бедру – приподнятое левое плечо. Такая система построения человеческой фигуры (так называемый «хиазм») придает статуе мерный, ритмический строй. Равновесие фигуры достигнуто тем, что приподнявшемуся правому бедру соответствует опущенное правое плечо и, наоборот, опустившемуся левому бедру – приподнятое левое плечо. Такая система построения человеческой фигуры (так называемый «хиазм») придает статуе мерный, ритмический строй.
Скульптура периода эллинизма Ника Самофракийская. Мрамор. Ника Самофракийская. Мрамор. Около 190 г. до н.э. Лувр. Париж.
Скульптура периода эллинизма Агесандр, Полидор, Афанодор. Лаокоон с сыновьями. Мрамор. Около 40 г. до н.э. Римская копия. Музеи Ватикана.Рим. Агесандр, Полидор, Афанодор. Лаокоон с сыновьями. Мрамор. Около 40 г. до н.э. Римская копия. Музеи Ватикана.Рим.
Домашнее задание По учебнику прочитать разделы 5.1, 5.2, 5.3 (с ), ответить на вопросы 1, 2, 3 на с. 51. По учебнику прочитать разделы 5.1, 5.2, 5.3 (с ), ответить на вопросы 1, 2, 3 на с. 51. Подготовить в печатном виде (или рукописном на отдельном листе) индивидуальное задание «Характеристика одного произведения искусства Древней Греции» по плану характеристики произведения архитектуры / скульптуры. Подготовить в печатном виде (или рукописном на отдельном листе) индивидуальное задание «Характеристика одного произведения искусства Древней Греции» по плану характеристики произведения архитектуры / скульптуры. Выучить записи в тетради. Выучить записи в тетради.
Автор презентации: О.А. Ежкова, доц.каф. русского языка Северо- Восточного государственного университета, к.филол.н. Апробация: МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана, 8 кл.