Методика оценки психологической атмосферы в коллективе по Фреду Фидлеру и адаптированная Ю. Ханиным Приготовил Кочин Лев Александрович, на примере анализа студенческой группы СПб ГУПа факультета конфликтологии, 3 курс, 3 группа
Описание методики Методика была разработана двумя учеными один из них А.Ю. Ханин, а другой неизвестный для меня ученый – А.Ф. Фидлер, в сети существует лишь история, что его имя связанно с данным тестом, а также что в разных работах фигурируется как Федор Фидлер, а иногда Аркадий Фидлер, является уроженцем Польши. (Поэтому не стоит путать Фреда Фидлера с А.Ф.Фидлером). На рисунке 1 вы можете увидеть книгу в которой используется данная методика, собственно, в данной работе оно и было опубликовано. Книга была опубликована в 2002 году. Авторы книг - Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Рис. 1
Описание методики Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией). Если визуально представлять метод семантического дифференциала, то можно увидеть следующее: Рис. 2 Было введено в психологию – Чарльзом Осгудом в 1952 году. Автор обосновывал использование 3 базисных оценочных шкал.
Инструкция по использовании методики В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак X, тем более выражен этот признак в вашем коллективе. К сожалению главным недостатком данной методики является тот факт, что в методе семантического дифференциала существует шкала обозначающая нейтральность оценочного суждения, т.е. некое серединное значение. В методике оценочной шкалы этого не присутствует.
Обработка и анализ данных Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная). На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.
Результаты анализа Кочина Л.А. Было опрошено 37 человек. По данному анализу можно сказать, что по уровню ответов индивидуального профиля, создаем средний профиль. Наиболее часто выбираемые уровни эмоциональной атмосферы колеблется в следующих показателях.
Результаты анализа Как мы можем наблюдать из результатов, можно увидеть следующую тенденцию: 6 пунктов из 10 колеблется вокруг среднего значения, можно теоретически предположить, что там могла находится сугубо нейтральная позиция, но от ее отсутствия выбор нес отстраненный от объективной эмоциональной оценки.
Результаты анализа По результатам анализа можно сказать также следующее. Т.к. оценка любой эмоциональной атмосферы в определенных группах имеет сугубо ситуационную природу, а именно формируется благодаря тем или иным ситуациям, которые происходят на протяжении активности группы, то можно установить, что исходя из динамики активности группы, будет зависеть изменение эмоциональной атмосферы. Мы знаем, что в группах часто происходят эмоциональные столкновения, будь то позитивные или негативные столкновения, т.к. эмоциональная атмосфера будет иметь чрезмерно большую частоту колебаний в позитивную или негативную сторону, то частота необходимости выявления определенной эмоциональной атмосферы увеличится, а значит данная методика не продуктивна. Также было ранее установлено, что динамика изменения эмоциональной атмосферы не имела среднего, нейтрального значения, а следовательно, методика является не дополненной и не может отображать полноценную картину атмосферы.
Выводы Мое мнение указывает на недостатки данной методики. Методика является эффективной лишь на момент ее составления, а именно, на момент написания данного теста. Следовательно, мой анализ указывает, что студенты оценивали эмоциональную атмосферу в определенное время, какая она сегодня – неизвестно.
Спасибо за внимание!!!