«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». Карл Густав Юнг (1875-1961)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Ерофеева Татьяна Гр ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с.
Advertisements

презентация Здравствуй, песок
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида 67 Мастер - класс ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « Песочница желаний » педагога.
Педагог –психолог МОУ «Детский дом» КМР Мехоношина Елена Сергеевна.
«Песочная страна» Группа «Светлячки» МКДОУ Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида 1 Подготовила: воспитатель Шибаева Виктория Владимировна.
Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их.
Что такое песочная терапия. Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира.
1 Песочная терапия Тайна песка в том, что он раскрывает тайны.
Подготовила Студентка III курса, 33-А группы Мулявина Елизавета Вадимовна.
Автор: Зайцева Елена Валерьевна воспитатель первой квалификационной категории.
История метода игры с песком.. Игра с песком – особая форма терапии, в которой используется поднос размером приблизительно 70х50 см, глубиной около 7,5.
"Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум" К.Г. Юнг Удивительный песок.
Для организации игр с песком необходимы следующие предметы: фигурки людей, разнообразных по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности,
Метафорические карты как инструмент работы педагога-психолога Метафорические карты как инструмент работы педагога-психолога Педагог-психолог МБОУ ЦПМСС.
Выполнила : Педагог – психолог МАДОУ «Детский сад 266» Сухорукова Алена Александровна.
Песочная терапия. Кудрявцева Г. А. Воспитатель ГБДОУ 88 комбинированного вида Приморского района Санкт - Петербург уч. год.
Методист психологической службы Калининского района Игнатенко Т. И.
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
АРТ-ТЕРАПИЯ Выполнила: Останина Е.А.. Арт-терапия – это лечение прикладным художественным творчеством.
Транксрипт:

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». Карл Густав Юнг ( )

Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии, которая строится на теории К.Г. Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.

Корни песочной терапии лежат в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит Герберту Уэллсу (кн. «Игры на полу», 1911). Идею подхватила педиатр и психолог Маргарет Ловенфельд, позволившая детям играть с песком в своем кабинете. Ею была детально описана диагностическая и терапевтическая методика «Техника построения мира» ( М.Lowenfeld, 1979; K. Bradway). В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Калф, изучив методику «Техника построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Дора Калф, «Sandplay», 1980.

Данный метод: Позволяет проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне. Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения. Способствует изменению отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе. Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения. Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

диагностические; коррекционные; терапевтические; творческого развития.

Рекомендуется предлагать песочную терапию и она успешно используется в таких случаях, как: Трудности в общении. Взаимоотношения детей и родителей. Кризисные ситуации (развод, переезд). Психологические травмы. Расстройства настроения. Страхи, тики, навязчивости и другие расстройства. Проблемы поведения (агрессия). Ограничения в проявлении своих чувств.

Песочная терапия показана детям при следующих проблемах: различные формы нарушений поведения; сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками; психосоматические заболевания; повышенная тревожность, страхи; сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа); неврозы.

Взрослым песочная терапия показана в следующих ситуациях: возрастные, ценностные и смысловые кризисы; проблемы в семейных отношениях; развод; потеря близких людей; психосоматические заболевания; повышенная тревожность, страхи; неврозы; социальные и внутриличностные конфликты.

Индивидуальная психотерапевтическая работа возможна с детьми в возрасте старше 5 лет. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста может использоваться в ситуациях, когда специалисту необходимо установить доверительный контакт с ребенком, выявить проблемные зоны в его личном и межличностном развитии, провести коррекцию или развитие эмоционально- волевой сферы, развить сенсорные навыки, снизить эмоциональное напряжение. В работе с людьми с психотическими расстройствами может оказаться неэффективной из-за их неспособности интегрировать и осмысливать свои переживания. Применение специалистами без психологического или психотерапевтического образования – педагогами, врачами и родителями, – может быть опасным при работе с клиентами, имеющими неустойчивую психику или выраженные эмоциональные расстройства.

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: Клиент характеризуется повышенной возбудимостью. У клиента есть обсессивно-компульсивный синдром (невроз навязчивых состояний). Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы. Кожные заболевания и порезы на руках.

1. Первоначальные реалистические сцены, указывающие на проблемы клиента и возможные подходы к их разрешению. 2. Погружение в личное бессознательное и более четкое проявление проблем и подходов в их решению. 3. Частичное разрешение основного комплекса. 4. Проявление противоположных качеств психики, центрирование и проявление самости. 5. Появление нового «Я» и обострение конфликта между мужскими и женскими аспектами личности. 6. Проявление anima/animus. 7. Изменение позиций «Я» по отношению к над личному опыту. 8. Соединение матриархальных элементов психики с патриархальными.

Верхняя часть Верхняя часть – патриархальная, связанная с пространством, воздухом и духовным началом. Нижняя часть Нижняя часть символизирует матриархальное, связанное с землей, инстинктами и телом. Левая часть Левая часть ассоциируется с бессознательным и представляет внутренний мир. Правая часть Правая часть ассоциируется с сознанием и представляет внешний мир, реальность и жизненные цели человека. Центральная часть Центральная часть символизирует центр самосознания или «Я» и отражает наиболее актуальные проблемы личности, связывает разные элементы композиции воедино.

1. Установление контакта. 2. Сбор информации. 3. Определение целей обращения, психологический контракт. 4. Работа с методикой. Рекомендуется протоколирование сессий и фотографирование. 5. Подведение итогов.

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленький набор Возьмем в игру…Подобно Богу Мы создадим свой мир Чудес, Пройдя познания Дорогу. Д.Фролов.

1. Подносы с песком Два деревянных ящика прямоугольной формы. Традиционным размером считается 50*70*8 (глубина) см для индивидуальной работы, для групповой работы – 100*140*8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Один из подносов используется для сухого, а другой – для влажного песка.

Желательно в кабинете иметь две стандартные песочницы. В одной ведется работа с сухим песком, в другой – с влажным. Если специалист практикует и индивидуальную, и групповую работу, необходимо наличие 4 песочниц. Рекомендуется иметь запасную порцию просеянного и прокаленного песка. Песочница заполняется на 1/3 песком желательно светлого цвета приятным на ощупь. Дно и борта с внутренней стороны окрашены в голубой или иные цвета.

голубой цвет Дно и борта песочниц чаще всего выкрашены в голубой цвет – это напоминают модель мира: голубое дно символизирует воду, а борта - голубое небо. Насыщенный голубой цвет способен оказывать на человека умиротворяющее воздействие. Время от времени можно менять цвета бортов. Согласно законам цветотерапии: - черный цвет - черный цвет вызывает неоднозначные впечатления (страх, интрига, тайна). Однако в черной краске заложен большой терапевтический ресурс, стоит наклеить на черные борта белые/желтые кружочки и готово звездное небо! Такая цветовой символизм формирует уверенность: безвыходных ситуаций не бывает; - - зеленый цвет растительной жизни, потому вызывает глубинные переживания, порождает особенную откровенность; желтый - - желтый (золотой) ассоциируется со стремлением к достижению цели, что подарит ощущение жизненной перспективы и освободит от внутренних и внешних ограничений; красный - - красный цвет активности, сексуальности, импульсивности и творчества, потому особенно полезен для провоцирования подавленной агрессии, когда невкусные переживания зачастую не проговариваются, а молча проглатываются. Как показывает практика, красные борта, ассоциируемые с восходящим/заходящим солнцем, помогают раскрыться людям, обремененным чувством вины. А вот окрашивать в пурпур дно песочницы не стоит, иначе возникнут разрушительные ассоциации с лавой и магмой вулкана; фиолетовый - - фиолетовый цвет беременности, материнства, фантазии и сказки. Такая песочница поможет испытать мистические чувства и как можно глубже погрузиться в свои ощущения.

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики: Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, боги и богини разных народов, колдуны и пр. Животные (наземные, летающие, водные обитатели), как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и т.п.). Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.). Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда. Деревья, кусты, цветы и др. растения. Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы. Небесные объекты: солнце, луна, звезды, радуга и пр. Транспортные средства: наземный, водный, воздушный. Аксессуары: бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.

1. Демонстрация песочницы и коллекции фигур. Обратите внимание вот на эти фигуры, их здесь много и они разные. Вы можете взять любую фигурку, рассмотреть ее. Выберите, пожалуйста, фигуры в том количестве, которые вам необходимо, и создайте свою песочную экспозицию (картину).

1. Демонстрация песочницы и коллекции фигур. Обратите внимание вот на эти фигуры, их здесь много и они разные. Вы можете взять любую фигурку, рассмотреть ее. 2. Работа с песком. А) Свободная инструкция (рекомендуется для первой сессии). Выберите, пожалуйста, фигуры в том количестве, которые вам необходимо, и создайте свою песочную экспозицию (картину). Б) Уточнение инструкции в зависимости от задач на последующих сессиях. Создайте, пожалуйста, картину, характеризующую вашу семью. Подберите фигуры, которые будут играть роль членов вашей семьи, и расположите их на песке так, чтобы каждый занимался привычным для него делом. Вы можете сделать так, как вам хочется. Все что вы сделаете – будет хорошо. 3. Обсуждение созданной экспозиции.

Вам понравился сам процесс создания картины? Что вам понравилось больше всего? Почему? Что понравилось меньше всего? Почему? Как вы назвали свою картину? Что псолужило основой для названия картины? Какая часть картины для вас наиболее важна или полезна? Почему? Узнали ли вы сегодня что-то новое, важное для себя? Если это так, хотели бы вы об этом рассказать?

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми людьми, которые никак не могут выразить свои переживания. К.Г. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». Важно! Специалист не дает интерпретаций или рекомендаций. Он максимально содействует клиенту в процессе самоосознавания.

Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми любого возраста, а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми, с широким спектром проблем: различные формы нарушений поведения; психосоматические заболевания; повышенная тревожность, страхи; неврозы; сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками. Преимущества Песочной терапии: помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков); освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации; актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения; дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать вариант подходящий сложности, связанный с изменениями в жизни.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.,1998. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М., 2009 г. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь, Хоменко И.Н. Коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия»: методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002.