Периодизация творчества Период ученичества ( гг) Период становления поэта, обретение собственного «я» ( гг.) Период зрелой лирики (1837 – 1841 гг.)
Ранняя лирика поэта Ранний Лермонтов – романтик. Его юношеская лирика-это поэтический дневник человека, углублённого в познание самого себя, противопоставляющего свою личность обществу, окружающей его действительности. В лирических раздумьях Лермонтов пытается выяснить свои силы, стремления. Герой этих стихотворений- борец за свободу, человек великих страстей и исканий.
Лирика второго периода ( ) Осложняется авторский взгляд на происходящее, расширяется палитра эмоционального настроя лирических произведений. Поэт стремится уйти от тождественности своего восприятия и чувств лирического героя. Лирика носит романтический характер, хотя видны реалистические элементы в отдельных произведениях.
Период зрелой лирики ( ) Время высшего расцвета творчества Лермонтова. Поэтические образы приобретают поэтическую обобщённость. Уходит бурная эмоциональность, в лирическую речь входит повествовательность. Поиски решения нравственных вопросов о судьбах народа, нации, человечества.
Тема одиночества Тема одиночества представлена многогранно. Поэт осмыслил её как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворённость собой, судьбой, политической обстановкой, обществом. Но при всём этом в стихах нет безнадёжности и равнодуший к жизни. «Утёс»(1841), «На севере диком…»(1841), «Листок» (1841) В этих стихах мотив одиночества выражается или в неразделённой любви или в непрочности человеческих связей. «Как часто пёстрою толпою окружён…»(1840) Герою скучно на балу среди «пёстрой толпы», «дикого шёпота затверженных речей», среди «образов бездушных людей», «приличьем стянутых масок». У поэта появляется желание бросить вызов этому бездушному царству масок. «Выхожу один я на дорогу…» (1841) Здесь лирический герой одинок перед целым миром, перед Вселенной. Отчётливо звучат мотивы одинокого странничества, душевной опустошённости, тоскливого отчаянья.
Тема исторического прошлого родины « Поле Бородина» «Бородино» Отклик на события 1812 г. Тема исторического прошлого и судьба поколения 30-х годов. Перед нами как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии. Прославляя подвиги отцов, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь.
В стихотворении «Люблю Отчизну я, но странною любовью!». Эта любовь обращена не к Российской державе, а к России народной. Поэт пытался собрать всё, что ему дорого в родной стране: «чету белеющих берёз», «пляску с топаньем и свистом». Он откликается душой на всё, что его окружает в народной жизни. Тема родины. Особенность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна: духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом.
Тема назначения поэта и судьбы его творчества «Смерть поэта» (1837) «Кинжал» (1837) «Поэт» ( 1838) «Пророк»(1841) «Журналист, Читатель и Писатель» (1841) «Пророк» (1841) Следуя Пушкину, Лермонтов с самого начала и до конца творческого пути создаёт облик народного поэта- пророка, патриота, воспламеняющего людей на борьбу за свои человеческие права и свободу. В условиях деспотического произвола он посвящает свою лиру обличению социальной пассивности. Поэт- пророк видит то, что не может увидеть простой человек. В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение Пророка не признаётся толпой. Пророк, гонимый и презираемый толпой, уходит в пустыню, остаётся в одиночестве, но он знает счастье. «Смерть поэта» (1837) Стихи связаны с трагической гибелью Пушкина. Лермонтов бросает вызов и упрёк обществу, т.к. считает, что «восстал он против мнений света». Он убеждён, что поэт обречён на одиночество, но не может его вынести, а когда бросается в чуждый ему мир, гибнет.
Тема судьбы молодого поколения Стихотворение «Дума» (1838). Главная тема – общественное поведение человека. Призыв к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки.