«МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ» А.Мадеюев, г. Бишкек, 14/03/13.
Описание ситуации Трудовая миграция из КР остается устойчиво активной (около 700 тысяч человек). Основными странами, куда направляются мигранты на заработки, остаются Россия и Казахстан. В последние годы появляются новые рынки труда, такие как Южная Корея, Турция, арабские страны. Внутри республики наиболее привлекательным местом для трудовой миграции является г.Бишкек (26% внутренних мигрантов).
Органы управления: Государственное агентство по миграции и демографии при Правительстве Кыргызской Республики, С 2000 г. - Департамент миграционной службы при МИД КР. В 2005 г. - Государственный комитет по миграции и занятости КР, В 2009 г. - Министерство труда, занятости и миграции КР. В 2011 г. вопросы миграции разделены между двумя министерствами: вопросы внешней миграции переданы в Департамент внешней миграции МИД КР, в вопросы труда и занятости – во вновь образованное ММТЗ КР. В 2013 г. Департамент предан в Министерствво труда, миграции и молодежи КР
В настоящее время ни один государственный орган не обладает полной информацией по миграции, так как государство не имеет необходимых условий для сбора данных.
Новые факторы влияния на миграционные процессы Таможенный Союз Евразийский Союз Единое экономическое пространство Вторая волна рецессии Гендерные диспропорции на рынке труда Социальное сиротство Рост числа детей, попадающих в категорию «трудных» и др.
Тренды 1. Темпы и направления трудовой миграции будут сохраняться в среднесрочной перспективе, что связано с экономической ситуацией в регионе. 2. В Кыргызстане сложился слой «профессиональных» трудовых мигрантов, которые рассматривают работу за пределами страны в качестве основного источника дохода. 3. Структура занятий трудовых мигрантов постепенно изменяется и все больше перетекает в сферу торговли и услуг, при сокращении работающих в сельском хозяйстве. 4. В возрастной группе до 25 до 45 лет растет доля работающих за границей более 1 года растет.
Трудовые мигранты 1. Основной способ трудоустройства за границей – личные связи (уже находящиеся в трудовой миграции друзья, знакомые, родственники). 2. Растет число трудовых мигрантов, оформляющих свое пребывание в законном порядке, однако тех нарушает правила в странах пребывания все еще около половины. 3. Остается актуальной проблема подготовки и переподготовки, которая влияет на уровень занятости и оплаты труда. 4. Объем денежных переводов от трудовых мигрантов растет, в первую очередь за счет увеличения числа мигрантов.
Вернувшиеся трудовые мигранты 1. Трудовая миграция отрицательно сказывается на институте семьи. 2. Существует проблема отсутствия адаптационных механизмов для вернувшихся мигрантов. 3. Очень низкий процент вернувшихся мигрантов начинает собственное дело. 4.Информация, связанная с трудовой миграцией, зачастую недоступна или искажена, что влечет за собой многие проблемы граждан за границей. Высока степень влияния мифов на поведение мигрантов.
Проблема В настоящее время у Кыргызстана нет ни одного официального документа, отражающего государственную политику в миграционной сфере. В НСУР КР проблемы миграции не выделены отдельный блок В разрабатываемой Правительством Программе перехода к УР до 2017 г. будет раздел по рынку труда и занятости, куда будут включены вопросы миграции
Проблемы трудовой миграции Механизмы обеспечения соблюдения прав и свобод трудовых мигрантов и членов их семей не в полной мере обеспечивают благоприятные условия для граждан Кыргызстана. В нормативно правовой базе существуют ограничения и противоречия с общепризнанными международными нормами. Наиболее проблемной остается сфера обеспечения социальных прав оставшихся и переехавших семей мигрантов.
Проблемы трудовой миграции Основные потоки трудовых мигрантов все еще остаются за пределами организованной и регулируемой миграции. Не сбалансированность рынка труда стимулирует миграционные процессы. Административно – организационный и институциональный потенциал Кыргызстана не достаточен для выработки решений.
Проблемы трудовой миграции Сохранение разрыва между требуемыми и реальными квалификациями трудовых мигрантов. Ограниченность ресурсов для массового обучения и информирования мигрантов и членов их семей. Неравномерность территориального перераспределения населения. Снижение качества трудовых ресурсов внутри страны.
Проблемы трудовых мигрантов Ограниченный доступ трудовых мигрантов и членов их семей к социальным услугам. Ущемление трудовых прав со стороны работодателей, в том числе торговля людьми. Недостаточность механизмов пенсионного обеспечения трудовых мигрантов. Возможности и варианты трудоустройства женщин – мигрантов минимальны.
Проблемы трудовых мигрантов Трудности с признанием квалификации мигрантов и членов их семей в стране пребывания. Не регулируемая трудовая миграция, приводящая к ухудшению ситуации с правами человека. Социальное сиротство, как следствие массовой трудовой миграции.
Проблемы трудовых мигрантов Не информированность/ незнание миграционного и трудового законодательства стран пребывания. Владение другими языками. Существующая система услуг по трудоустройству не развита. Зависимость оставшихся членов семьи от денежных переводов мигрантов.
Необходимые меры Необходимо создание системы позволяющую перевести возможно большее число трудовых мигрантов в регулируемую сферу. Разработка политики пенсионного обеспечения трудовых мигрантов. Проактивная государственная внешняя политика позволяющая повысить защищенность трудовых мигрантов и членов их семей. Разработка политики работы с диаспорами и их связей с дипломатическими учреждениями.
Необходимые меры Расширение сети центров поддержки мигрантов, в том числе на основе государственно – частного партнерства. Нормативная и другая поддержка женщин. Необходима координация решения вопросов трудовой миграции со стороны правительства.
Необходимые меры Развитие инфраструктуры для обучения мигрантов, в том числе языковой подготовки. Усиление информационной работы в сообществах через СМИ, информационные стенды и др. Необходимы адаптационные программы для вернувшихся мигрантов.
Риски непринятия решения Ответы на вышеперечисленные проблемы должны быть даны в документе, заявляющем государственную политику, согласованную с ключевыми участниками. Отсутствие такого документа не позволяет реализовывать системно и планомерно управление миграционными процессами и значительно ограничивает возможности государства. Учитывая напряжённость ситуации в сфере внутренней и внешней занятости, затягивание решения выше обозначенных проблем создает реальные риски для эффективного продвижения реформ, социальной стабильности и национальной безопасности.
Основной принцип государственной политики занятости Эффективное содействие государства внутренней и внешней занятости населения, как с экономической, так и социальной точки зрения. Ценность государственной политики в сфере занятости можно поставить под сомнение, если не будет найден новый формат взаимовыгодных отношений государства с работодателями.
Задачи государственной политики Введение постоянно действующего механизма прогнозирования, мониторинга и оценки потребности в трудовых ресурсах для обслуживания национальной экономики (в разрезе конкретных специальностей, по регионам). В этой связи, перевод политического подчинения миграционных вопросов в ведение вице Премьер-министра, курирующего экономические вопросы.
Задачи государственной политики Отказ от «точечного» регулирования внутренней и внешней занятости и переход на системные принципы государственного регулирования занятости, предполагающие принятие взвешенных политических решений в этой сфере на основе конкретных расчётов и обоснований. Реанимировать Фонд занятости и использовать его как инструмент диалога и распределения ответственности между государством, работодателем и работником по вопросам создания новых рабочих мест.
Задачи государственной политики Реформировать управление пособиями по безработице, разработать инструменты для создания социально значимых рабочих мест, включая приграничные районы, и микрокредитования. Теневая занятость является неотъемлемым компонентом теневой экономики, поэтому в рамках разработки новой политики занятости будет целесообразно провести комплексные исследования по оценке теневой занятости и теневой экономики для разработки мер соответствующих инструментов борьбы с этими явлениями в экономике и на рынке труда.
Задачи государственной политики Особое место в формировании новой политики занятости должна занять молодёжная занятость, особенно в сельской местности, включая: создание условий для получения высоких доходов; запуск национального молодежного проекта на уровне национальной идеологии; перенос и создание трудоемких производств в трудоизбыточные регионы с соответствующими преференциями; запуск специальных программ кредитования молодёжных проектов.
Задачи государственной политики Новая государственная политика женской занятости должна предусматривать: создание производств с женскими рабочими местами запуск специальной программы микрокредитования женщин
Ожидаемые результаты гос политики Создание привлекательных возможностей для трудоустройства внутри страны и за рубежом (язык, образование, информация о странах трудоустройства, диверсификация географии рынков труда); Социальные гарантии для трудовых мигрантов; Беспрепятственное перемещение на рынках труда в странах ТС; Неразрывную информационную и культурную связь выехавших кыргызстанцев с Кыргызстаном.
Рекомендации Президенту Кыргызской Республики: Учитывая масштабы миграционных процессов и положение трудовых мигрантов и членов их семей, нескоординированность государственных органов, потенциал институтов гражданского общества и добрую волю международных организаций и проектов создать Национальный совет по вопросам миграции, главной задачей которого станет координация, консультации и развитие системы управления миграционными процессами.
Рекомендации Жогорку Кенешу Кыргызской Республики: Провести открытое обсуждение миграционных вопросов на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Респблики и системно заслушивать деятельность государственные органы об их работе по решению вопросов внешних и внутренних мигрантов и членов их семей.
Рекомендации Правительству Кыргызской Республики: Незамедлительно принять Стратегию миграционной политики КР. Обеспечить преемственность и согласованность миграционной политики с общей политикой государства в различных сферах в среднесрочной перспективе. Обеспечить прозрачность и публичность разрабатываемого документа, который должен выйти за рамки кабинетного подхода и стать результатом согласованного подхода к решению наиболее важных проблем и возможностей в миграционной сфере.
Рекомендации Предложить НПО разработать проекты по активизации трудовых мигрантов и членов их семей, особенно в части их обучения навыкам реализации инициатив и использования своих ресурсов для развития. Поддержать пилотные проекты по организации государственно-частного партнерства в различных сферах с участием вернувшихся трудовых мигрантов и молодежи. Активизировать неформальные каналы для получения префернций для трудовых мигрантов и членов их семей в России и Казахстане. Создать независимую экспертную группу при Правительстве КР, способную вырабатывать срочные рекомендации по вопросам миграции.
Рекомендации Неправительственным организациям: Выработать рекомендации для включения их в пакеты предлагаемых мер государственной политики. Провести эдвокаси-кампанию по продвижению прав трудящихся мигрантов и членов их семей в процессе принятия решений. Лоббировать учет мнений и предложений мигрантов и членов их семей в процессе выработки миграционной политики.
Рекомендации Международным организациям: Поддержать усилия государства и институтов гражданского общества по координации усилий в решении проблем миграционной сферы. Содействовать расширению возможностей для широкого информирования общества об усилиях государства и институтов гражданского общества в сфере миграции. Способствовать освоению лучших практик из отечественного и международного опыта по решению проблем и использования возможностей трудовыми мигрантами и членами их семей.
Что в Кыргызстане? Около 100 НПО работают в сфере миграции При госоргане действует Общественный наблюдательный совет Регулярно проводятся конференции, семинары, тренинги по вопросам миграции Реализуют и/или поддерживают проекты Всемирный Банк, Фонд «Сорос - Кыргызстан», МОМ, ДЦП, Еврокомиссия и др. Разрабатывается Миграционный профиль КР Опубликован проект Миграционной Стратегии
Распределение ролей Государство Гражданское общество Разработка и реализация миграционной политики, в том числе международные вопросы, Регулирование, Контроль, Поддержка, Государственные услуги Участие в разработке и политики/принятии решений; Содействие институциональным мерам; Повышение потенциала субъектов миграционной сферы; Услуги трудящимся мигрантам и членам их семьям.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!