Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребёнка Подготовила: Васильева Л.В., зам. директора по НМР МОУ «СОШ 2»
Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью В.А.Сухомлинский
Понятие воспитание сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.
Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад.
Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны (В.А. Сухомлинский)
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы
Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительской- воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс
Взаимодействие с родителями строятся на основе таких идей-принципов, как: обращение к чувству родительскойй любви; умение разглядеть в каждом ученике положительные черты; уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; участие родителей в управлении учебно- воспитательным процессом.
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй: родительские лектории; конференции; индивидуальные или тематические консультации; родительские собрания.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел
Участие родителей в управлении учебно- воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности: участие родителей класса в работе Совета школы; участие родителей в работе родительскойго комитета
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые
К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как: родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся
Наша миссия – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий (В.А.Сухомлинский). Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.