Экологический надзор является важным звеном организационно-правового механизма охраны окружающей среды, при этом его следует понимать в нескольких аспектах. Во-первых, как институт общей части экологического права, совокупность норм экологического законодательства, регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе экологического надзора. Во-вторых, как систему мероприятий, направленную на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. Боголюбов С.А.
«Об охране окружающей среды» В нем закреплено: Понятие Понятие Содержание Содержание Права субъектов эко надзора и контроля Права субъектов эко надзора и контроля
Важным вопросом является разграничение компетенции органов, специально созданных для осуществления экологического надзора, и прокуратуры, так как совпадение сфер деятельности может существенно влиять на эффективность реализации первоочередных задач, присущих исключительно органам прокуратуры.
Например, п. 2 ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ» закрепляет, что «при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы», а в п. 2 ст. 26 закреплено положение о том, что органы прокуратуры не должны подменять государственные органы и должностные лица, осуществляющие контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Прокурорам необходимо действовать тогда, когда, во-первых, полномочий существующих органов экологического надзора недостаточно или они по каким либо причинам их не применяют, во-вторых, когда совершены серьезные правонарушения, представляющие угрозу жизни и здоровью людей, и затрагивающие интересы существенного количества населения.
Также, при получении информации о нарушении законодательства об охране окружающей среды, для начала прокурору необходимо выяснить, известно ли органам гос экологического надзора о совершенном нарушении, предпринимаются или будут ли предприниматься в связи с этим какие либо действия. В том случае, если эти органы приняли соответствующие меры, то прокурор должен потребовать предоставления ему информации о результатах предпринятых действий, а если проверка уже началась, то он должен проконтролировать её проведение.
Надзор прокуратуры и контроль (надзор) специализированных государственных органов различается по следующим основным критериям.
Деятельность специализированных органов экологического надзора касается определенных областей производственной, хозяйственной и иной деятельности, связанных с исполнением какого-либо конкретного законодательства. Так, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в сфере охраны окружающей среды контролирует соблюдение только санитарно-эпидемиологического законодательства. Органы прокуратуры же полномочны проверять исполнение законодательства в любой сфере. Более того, прокуратура надзирает за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность самих контролирующих органов. Это особо актуально учитывая то, что органы государственного экологического надзора нередко сами допускают правонарушения или не всегда должным образом реагируют, когда это необходимо.
Так, Прокуратурой Саратовской области 18 января 2011 г. была проведена проверка соблюдения управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области требований законодательства, регламентирующего порядок осуществления контрольных полномочий за соблюдением законодательства в сфере топливно- энергетического комплекса. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований Федерального закона 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выражающиеся в несоблюдении порядка осуществления контрольных мероприятий и оформления их результатов, выявлены также факты нарушения требований действующего законодательства при привлечении лиц к административной ответственности. По результатам рассмотрения представления, допущенные нарушения были устранены и также были приняты меры по недопущению подобных нарушений впредь.
Органы государственного надзора отвечают за исполнение законов и подзаконных актов. Так, в частности, в Постановлении от 30 июля 2004 г. N 401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» закреплено, что эта служба проводит проверки соблюдения ЮЛ и ФЛ требований законодательства РФ, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности Прокуратура осуществляет проверку исполнения только законов Что касается прокуратуры, то ч. 1 ст. 21 ФЗ о прокуратуре определяет в качестве предмета прокурорского надзора соблюдение Конституции РФ и исполнение только законов, не включая в предмет надзора подзаконные акты.
Таким образом, очевидно, что, несмотря на определенное сходство, надзор органов прокуратуры и контроль органов государственного экологического надзора имеют существенные различия. На мой взгляд, для более эффективной деятельности по охране окружающей среды можно добиться тогда, когда надзорные действия прокуратуры дополнятся профилактическими мероприятиями. Т.о в ФЗ о прокуратуре следовало бы закрепить полномочия прокуроров, направленные на предупреждение нарушений законов и их обязанность осуществлять профилактическую деятельность.