Контрольно-оценочная деятельность педагога и особенности формирования КОС СПО Автор презентационного материала: доцент кафедры Технологии, начального и среднего профессионального образования ВОИПК и ПРО, к.п.н. Г. В. Басаргина
Главные вопросы оценивания 1. Как оценить объективно и эффективно? 2. Что мы хотим оценить и почему ? 3. По каким критериям нужно оценивать ? 4. И как должно проходить оценивание ?
Каким бы ни был процесс обучения, какие бы формы, технологии и подходы в нём не использовались- он прежде всего должен быть ЭФФЕКТИВНЫМ Постулат обучения
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС: Раздел VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОПОП
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений … (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС: Раздел VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОПОП
8.3. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС: Раздел VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОПОП
8.3. Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации …. к условиям их будущей профессиональной деятельности…. в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины ТРЕБОВАНИЯ ФГОС: Раздел VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОПОП
Сравнительная характеристика систем оценивания учебных результатов ГОС (второе поколение) ФГОС (третье поколение) Объекты оценивания Предметные знания и умения Общие и профессиональны компетенции
Сравнительная характеристика систем оценивания учебных результатов ГОС (второе поколение) ФГОС (третье поколение) Процедура оценивания Определение степени усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с предъявленными требованиями Процесс определения степени соответствия реальных достижений обучающегося планируемым результатам
Сравнительная характеристика систем оценивания учебных результатов ГОС (второе поколение) ФГОС (третье поколение) Функция оценивания Оценивание для контроля-Оценивание для контроля. - Оценка качества подготовки обучающихся: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся.
Сравнительная характеристика систем оценивания учебных результатов ГОС (второе поколение) ФГОС (третье поколение) Критерии оценивания Субъективная оценка качества ответа (выполненной работы) Механическая (количественная оценка) Показатели оцениваемого параметра: -наблюдение за ходом выполнения задания - Анализ представленных результатов
Сравнительная характеристика систем оценивания учебных результатов ГОС (второе поколение) ФГОС (третье поколение) Типы контроля Текущий Тестирование К\р Л\р П\р Текущий Тестирование Наблюдение за действиями аттестуемого. Защита л\р, п\р Защита представленных проектов Устное собеседование
Сравнительная характеристика систем оценивания учебных результатов ГОС (второе поколение) ФГОС (третье поколение) Промежуточная аттестация Экзамены по разделам(семестрам) профессионально значимым дисциплинам Проверочные квалификацииииионные работы Экзамены по практике Дифференцированные зачёты Зачеты по практике Комплексные экзамены по ПМ
Сравнительная характеристика систем оценивания учебных результатов ГОС (второе поколение) ФГОС (третье поколение) Итоговая аттестация Итоговые экзамены по предметам(по значимости профессии) Выпускная квалификацииииионная работа Защита письменной квалификацииии.работы Выпускная практическая квалификацииии. работа Письменная экзаменационная работа
К онтрольно - оценочная деятельность педагога включает в себя 1. Контрольный компонент деятельности преподавателя, мастера производственного обучения - организация системы контроля уровня формируемых умений, компетентностей студента на различных этапах процесса обучения. 2. Оценочный компонент деятельности педагога включает в себя: организацию, проведение, диагностику и непосредственное оценивание учебной и учебно- производственной деятельности студентов.
кимы и косы- есть ли разница?
Компетентностно-ориентированный подход определяет функции оценивания: Стимулирующая Диагностирующая Ориентирующая студента в учебном процессе Информирующая об уровне развития компетенций, сформированности знаний Регулирующая Управляющая Прогнозирующая Развивающая Воспитывающая «Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся». ФГОС нового поколения
Виды оценочных средств
Методика выполнения произв. задания, технолог операций, изготовлен изделия Имитационная игра, решение произв. ситуаций Разработка предложений по усовершенствованию произв. процессов, технологий и т. д
Виды оценочных средств Рабочая тетрадь Рекомендуемая литература
Проанализируйте текст, составьте план ответа, выпишите тезисы, составьте аннотацию и др. Напишите опорный конспект к тексту Составьте технологическую карту по представленному описанию Проанализируйте предложенную производственную ситуацию Дайте сравнительный анализ двух технологий производства. Составьте схему оптимизации процесса Составьте документ, необходимый для решения производственной ситуации Составьте терминологический словарь
- степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов до заданий, требующих установить межпредметные связи, умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать, делать обобщения. - проверка заданий позволяет осуществлять обратную связь даёт конкретный материал для анализа полноты и качества усвоенных знаний - помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в деятельности обучающихся - все задания рекомендуется начинать с побудительных словам: Изобразите, Сделайте, Обозначьте, Выделите и др. Преимущества рабочей тетради
- в тетради не даются ответы к заданиям. -тетрадь предполагает самостоятельную параллельную работу обучающихся с содержанием учебника. -задания в рабочей тетради представлены в разных формах: тестовой с выбором ответа, классификацию и обобщение различных фактов, решение расчетных задач различных типов. -задания обеспечивают усвоение знаний, как на репродуктивном уровне, так и на творческом Преимущества рабочей тетради
Виды оценочных средств задания к\р
Основным критерием оценивания деятельности студента является НАДЁЖНОСТЬ КОС. Критерии оценивания Факторы надёжности КОС Оптимально е количество заданий В задании должно проверяться существенных операций K = a / p 0,75, где k- кофе. усвоения, а – число правильно выполненных операций в задании, р – общее число операций в задании
Критерии оценивания Надежным считается задание, если 75% ответов верны, если в тесте содержится операций. Свыше 70% деятельность и знания учащегося устойчивы.
Критерии оценивания Таблица соотношения коэффициента усвоения и традиционной оценки K усвоения ___________ _ Традицион. оценка 0,7 2 0,7 – 0,8 3 0,8 – 0,9 4 0,9 – K усвоения,% ___________ Традицион. оценка До – Для оценивания работ учащихся чаще всего используется такое процентное соотношение
Критерии оценивания
Аттестационный лист на студента
Учебный портфолио студента раскрывает динамику личностного развития студента, помогает отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы Рефлексивный связан с написанием реферата, курсовой работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материала по определенной рубрике. Проблемно-исследовательский создается в процессе изучения какой- либо большой темы, раздела, учебного курса. Тематический
1. Портфолио процесса: этот портфолио включает все документы, отражающие подходы ко всем аспектам процесса обучения; 2. Портфолио показательный: используется для суммирования мастерства студентов по определенным направлениям; включает лучшие работы студентов, отобранные как самими студентами, так и преподавателями, электронные отчеты, фото, видеозаписи, письменный анализ. Типы портфолио Портфолио
3. Портфолио оценочный используется для контроля роста компетенций студента. В этом портфолио студент участвует в отборе содержания, обосновывает критерии для отбора содержания и его оценивания. Процесс сбора работ является целеустремленным и само рефлексивным. Оценочный портфолио включает деятельность студентов, которая развивается в ходе естественных взаимодействий и действий в учебных аудиториях. Типы портфолио
Каково содержательное наполнение портфолио? результаты проверочных и контрольных работ, тестов, результаты групповой работы, алгоритмы решения ситуационных задач, выполнения практических работ, Проекты, письменные творческие работы; краткие записи, фото, «график-органайзеры»: схемы, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и т.п.;
Каково содержательное наполнение портфолио? «график-органайзеры»: схемы, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и т.п.; анкеты и результаты их обработки; вопросы, возникающие в ходе работы; листы, дневники наблюдений; самооценка; постановка и обоснование целей будущего обучения/исследования; краткие записи докладов, выступлений, ответов и т.п. по теме портфолио: описание лабораторных работ и экспериментов; грамоты, сертификаты, справки и другие свидетельства определенных достижений студента и т.д.
Макет КОС СПОСПО
Тестирование
Спасибо за внимание !