Собственно эстетическое воспитание- процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а так же развитие способности создавать красивое.
Системообразующие компоненты
Принцип единства эстетического и нравственного воспитания и развития. Принцип эстетической организации среды и деятельности коллектива; Принцип всеобщности и постоянства эстетического воспитания и развития. Принцип комплексного воздействия и взаимодействия различных видов искусства.
За основу берутся три ступени:
Ф.И. ребенка Эстетические знания Эстетический вкус Эстетическое чувство Эстетические потребности Знания видов и жанров искусства Знания выдающихся представителей мировой культуры Знания выдающихся произведений искусства Умение эмоционально оценивать произведения искусства Имеет представление о прекрасном, безобразном и художественном Умение эстетически выразить отношение к жизни и искусству Эмоциональная реакция Способность получать эстетическое впечатление Способность получать реагировать. Способность получать к эстетическим переживаниям Наличие внутренних побуждений к восприятию предметов искусства Стремление к эстетическим преобразованиям самореализация 1 Гунько Анастасия высок ий Выше ср. 2 Гриценко Екатерина Выше ср. высок ий Выше ср. Средн. Ниже. Ср. 3 Гольцов Дмитрий Средн. Выше ср. высокий Выше ср. Сред н. Ниже. Ср. 4 Жукова Екатерина Выше ср. Средн. Выше ср. высокий Выше ср. высокий 5 Иванов Иван высок ий Выше ср. Средн. Выше ср. высокий Выше ср. Средн. 6 Кузнецов Андрей Средн. Ниже. Ср. Средн. Выше ср. Сред н. Выше ср. Средн. 7 Кухленки Илья Низки й. Ниже. Ср. Средн. Ниже. Ср. 8 Пушкарев Максим высок ий Выше ср. высокий Выше ср.
Анкета 1 Отношение школьников к искусству. Вопросы Положитель ные ответы в % 1. Сколько раз в этом учебном году ты был в театре, музее, на выставке, на концерте? Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком? 62,5 3. Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?50 4. Хотел бы ты бывать там чаще?50 5. Что ты знаешь об искусстве?87,5 6. Хотел бы ты больше узнать об искусстве?75 7. Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?62,5 8. Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об искусстве? 62,5
Анкета 2 «Уровень эстетического сознания». вопросы Ответы в % 1. Обращаешь ли ты во время прогулки внимание на красоту природы?87,5 2. Нравится ли тебе читать описания пейзажей в книгах?62,5 3. Относится ли литература к числу твоих любимых учебных предметов?37,5 4. Писал ли ты когда-нибудь стихи?12,5 5. Есть ли у тебя любимые писатели и поэты?87,5 6. Как ты оцениваешь свои познания в области классической музыки?62,5 7. Любишь ли ты рисовать?87,5 8. Посещаешь ли ты какой-нибудь кружок, факультатив, связанный с искусством, музыкальную или художественную школу? Нравится ли тебе ходить в театр и смотреть различные спектакли? Знаешь ли ты различные направления в изобразительном искусстве, отдаешь ли предпочтение какому-либо направлению или конкретному художнику? 75
Задачи эстетического воспитания. Формировать эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; Дать основы знаний об эстетически значимых предметах и явлениях, их качествах (звуковых, колористических, пластических); Учить понимать особенности выразительных средств различных видов искусства: Формировать потребность в эстетическом преобразовании окружающей среды; Воспитывать интерес к культуре русского и казахского народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению; Учить жить и творить по законам красоты; Формировать культуру внешнего вида, поведения; Развивать речь, обогащать словарный запас; Учить выделять главное, устанавливать связь между общим и частным, планировать свою работу; Воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство меры, умение выражать свои мысли и чувства художественными средствами; Формировать практические навыки в эстетической предметной деятельности; Формировать творческую активность, соответствующую склонностям и способностям личности; Учить проявлять эстетические ценностно – художественные ориентации в творческой деятельность, поведении.
Эстетические чувства.
Эстетические знания.
Эстетический вкус.
Эстетические потребности.
Социометрические исследования. Девочки «мальчики» «Звезды» «Предпочит аемые» «Принятые» «Не принятые» «Отвергнутые»