Складское хозяйство и его роль в оптовой торговле Склады представляют собой важнейшие подразделения оптовых баз и предназначены для накопления и хранения товарных запасов, комплектования торгового ассортимента товаров и составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли, а также значительную часть материально- технической базы розничной торговли.
Назначение и функции складов, их классификация Функции: получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством; накопление товарных запасов и обеспечение надлежащих условий их хранения; подсортировка и подготовка товаров к продаже; комплектование заказов оптовых покупателей; товароснабжение розничной торговой сети; контроль за качеством поступающих товаров.
В зависимости от характера выполняемых функций склады оптовых баз подразделяют на: Подсортировочно-распределительные - предназначены для накопления текущих запасов товаров. Поскольку товары хранятся на этих складах непродолжительное время, то к их основным функциям следует отнести приемку товаров по количеству и качеству, подсортировку и подготовку их к отпуску, и отправку в розничную торговую сеть. Транзитно-перевалочные - размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях и служат для принятия грузов на партионное хранение в связи с необходимостью перегрузки их с одного вида транспорта на другой. К складам сезонного хранения относят хранилища для картофеля и овощей, а также другие склады, на которых осуществляются обработка и хранение товаров сезонного характера. На складах досрочного завоза товары хранятся в течение продолжительного времени. Они создаются в районах Крайнего Севера и других районах, доставка товаров в которые затруднена в определенные периоды года.
По ассортиментному признаку склады делят на: Универсальные склады предназначены для концентрации широкого ассортимента непродовольственных или продовольственных товаров. К этой группе следует также относить склады для хранения основных групп непродовольственных и продовольственных товаров с выделением для этих целей специальных кладовых или секций. Такие склады составляют основную часть складской сети потребительской кооперации. Специализированные склады служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп.
С учетом создаваемых режимов хранения склады подразделяют на: Общетоварные склады являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров, не нуждающихся в создании особого режима. К специальным складам относятся овощехранилища, холодильники и т. д. Для организации и осуществления централизованного товароснабжения розничных торговых предприятий, а также приемки поступающих на базу товаров и кратковременного их хранения предназначены экспедиционные склады, которые занимают важное место в технологическом процессе предприятий оптовой торговли.
К другим признакам классификации складов следует отнести этажность и высоту складских помещений, степень механизации технологических процессов, внешние транспортные связи. В зависимости от этажности и высоты складских помещений различают одноэтажные (высотой 6, 12, 16 и 32 м) и многоэтажные склады. С точки зрения наиболее рациональной организации технологического процесса предпочтение отдается одноэтажным складам. По степени механизации технологических процессов склады подразделяют на комплексно-механизированные и автоматизированные, а также склады с применением средств малой механизации. С учетом внешних транспортных связей бывают склады с причалами (пристанские) и рельсовыми подъездными путями (прирельсовые). Склады, не имеющие своих подъездных путей, называют неприрельсовыми.
В зависимости от устройства склады подразделяют на: Открытые склады устраиваются в виде грунтовых площадок и площадок на столбах или ленточных фундаментах. Эти склады предназначены для хранения строительных материалов, топлива, товаров в контейнерах и др. Полузакрытые склады представляют собой навесы для хранения строительных материалов и других изделий, требующих защиты от атмосферных осадков. Закрытые склады - это одно- или многоэтажные здания, которые могут быть отапливаемыми и неотапливаемыми (утепленные и неутепленные).
Классификация складских помещений Классификация складских помещений разработана международной консалтинговой компанией Knight Frank Складские помещения класса А+ Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли. Потолки не менее 13 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов). Регулируемый температурный режим. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения. Наличие системы вентиляции. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
Автономная электроподстанция и тепловой узел. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) (не менее 1 на 500 кв.м.). Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей. Наличие офисных помещений при складе. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала). Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников. Оптико-волоконные телекоммуникации. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория. Расположение вблизи центральных магистралей. Профессиональная система управления. Ж/Д ветка.
Складские помещения класса А Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 9 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров. Высокие потолки не менее 10 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 700 кв.м.).
Складские помещения класса В+ Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное. Площадь застройки 45-55%. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли. Высота потолков от 8 метров. Регулируемый температурный режим. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 1000 кв.м.). Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения. Система вентиляции. Пандус для разгрузки автотранспорта. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей. Наличие офисных помещений при складе. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала). Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория. Расположение вблизи центральных магистралей. Профессиональная система управления. Опытный девелопер. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников. Автономная электроподстанция и тепловой узел. Ж/Д ветка.
Складские помещения класса В Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное. В случае двухэтажного строения – наличие достаточное количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.). Высота потолков от 6 метров. Пол - асфальт или бетон без покрытия. Система отопления. Пожарная сигнализации и система пожаротушения. Пандус для разгрузки автотранспорта. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей. Охрана по периметру территории. Телекоммуникации. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения. Наличие вспомогательных помещений при складе. Система вентиляции. Офисные помещения при складе. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников. Автономная электроподстанция и тепловой узел. Ж/Д ветка.
Складские помещения класса С Капитальное производственное помещение или утепленный ангар. Высота потолков от 4 метров. Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия. В случае многоэтажного строения – наличие грузовых лифтов/подъемников. Ворота на нулевой отметке. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей. Система вентиляции. Система отопления. Пожарная сигнализации и система пожаротушения. Офисные помещения при складе. Ж/Д ветка. Пожарная сигнализации и система пожаротушения. Пандус для разгрузки автотранспорта. Охрана по периметру территории. Телекоммуникации. Наличие вспомогательных помещений при складе.
Складские помещения класса D Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей. Пожарная сигнализации и система пожаротушения. Система отопления. Система вентиляции. Офисные помещения при складе. Ж/Д ветка. Телекоммуникации. Охрана по периметру территории.
В целом комплекс складских услуг представляет собой следующую последовательность: разгрузка и погрузка транспорта (выполнении так называемых погрузочно-разгрузочных работ) приемка товаров (Приемка поступивших грузов по количеству и по качеству. Приемка товаров - начальная операция, связанная с движением товара на складе и возникновением материальной ответственности) размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели) отборка товаров из мест хранения (отбор товаров с мест хранения (комплектация), подготовку к отпуску: упаковка, окантовка, маркировка и т.п.) комплектование и упаковка товаров внутрискладское перемещение грузов
Требования к устройству и проектированию складов Строительство складских зданий осуществляется преимущественно из типовых сборных железобетонных элементов. Наиболее широкое распространение получило строительство одноэтажных зданий складов, основное преимущество которых заключается в уменьшении стоимости строительства и эксплуатационных расходов при внутрискладской переработке грузов. Основными конструктивными элементами складского здания являются: фундамент, стены, опорные колонны, междуэтажные перекрытия, полы, кровля, рампы и козырьки над ними, двери и окна.
Виды складских помещений и их планировка Все помещения на общетоварных складах делят на следующие группы: основного производственного назначения, вспомогательные, подсобно- технические и административно-бытовые. К помещениям основного производственного назначения относятся помещения для хранения товаров, экспедиции по приему и отпуску товаров, приемораспаковочные, упаковочные и помещения для фасовки товаров. Вспомогательные помещения предназначены для хранения тары, многооборотных контейнеров и поддонов. Сюда же относятся тароремонтные мастерские. Подсобно-технические помещения это помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. Административно-бытовые помещения предназначены для размещения административно-конторских служб, мест отдыха и приема пищи, красных уголков, гардеробных, зала товарных образцов, душевых, санитарных узлов и др.
Расчет потребности в складской площади S n =N × Q S n – потребность в складской площади(емкости) N – норматив складской площади(емкости) на 1 тыс.руб. товарного запаса Q - товарный запас, подлежащий хранению на складе, тыс.руб
1- Определение максимального товарного запаса по каждой группе товаров Q max =О × К / 365 ×С Q max – максимальный запас товаров в условных вагонах О – годовой складской товарооборот по соответствующей группе товаров, тыс.руб. К – коэффициент неравномерности образования товарных запасов, равный 1,2-1,3 С – средняя стоимость одного вагона товаров, тыс.руб.
Затем рассчитывают площадь хранения по каждой товарной группе с учетом способа хранения товаров. Для хранения товаров, уложенных в штабеля - норма площади 25 кв.м на каждый условный вагон, а для товаров, хранимых в распакованном виде на стеллажах при высоте укладки 2,5 м,- 40 кв.м. Емкость склада определяется в условных поддонах или вагонах. Условный поддон – объемом 1 м 3 (800*1200*1050 мм). Двухосный вагон грузоподъемностью 20 т вмещает 42 условных поддона, условный контейнер(объемом 6 м 3 ) вмещает шесть условных поддонов. Зная площадь склада и соответствующие нормативы объема рассчитывают емкость склада.
2 – определение площади для хранения товаров S n =Q ×K 1 / K 2 × h S n – потребная площадь для хранения товаров,м 2 K 1 – коэффициент неравномерности поступления товаров; K 2 – коэффициент использования объема складских помещений; H – высота складских помещений, м
Объем хранения товаров соответствующей группы = сумма средних товарных запасов/стоимость 1 м 3 товаров Затем определяем общую площадь помещения(камеры) для хранения товаров – при этом учитывается не только товар в стеллажах или штабелях, но и зазоры между поддонами и расстояния, отделяющие грузы от стен, приборов отопления, а также площадь, занимаемые магистральными проездами и проходами между стеллажами и штабелями, а так же площадь отводимую под зону приемки, отборки и комплектации товаров и т.д.
Площадь экспедиционных и административно-бытовых помещений, фасовочных цехов, залов товарных образцов, кладовых для тары, грузовых коридоров и коридоров, соединяющих административно-бытовые помещения, определяются по специальным нормативам. Грузовая площадь холодильника S хол =Q зап / N × h S хол – грузовая площадь холодильника,м 2 Q зап – запасы по соответствующей группе скоропортящихся товаров, фактические тонны; N – нормы загрузки холодильника по данной группе товаров, т/м 3 h - высота укладки товаров, м Площадь камер хранения холодильника = S хол / коэффициент грузовой площади, который показывает соотношение грузовой и общей площади камер хранения.
Площадь для хранения плодоовощной продукции рассчитывается из данных об объеме единовременной закладки соответствующей продукции, о площади и расчетной вместимости одного контейнера или количестве ярусов в штабелях и коэффициенте использования грузовой площади. Длина фронта погрузочно-разгрузочных работ(длина автомобильной и железнодорожной рамп) L фр = n × l + (n-1) × l 1 L фр - длина фронта погрузочно-разгрузочных работ,м n – количество транспортных единиц, одновременно подаваемых к складу l – длина транспортной единицы, м l 1 – расстояние между транспортными средствами, м