Гиперактивный ребёнок в детском саду «АКТИВНЫЙ» -ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, ДЕЙСТВЕННЫЙ «ГИПЕР» - ПРЕВЫШЕНИЕ НОРМЫ
«подвижные» «вулканчики» «подвижные» «вулканчики» «моторчик на ножках» «моторчик на ножках» «импульсивные» «импульсивные» «шустрики» «вечный двигатель» «шустрики» «вечный двигатель»
Причины гиперактивности неблагоприятное течение беременности и родов; органическое поражение ЦНС; наследственный характер; неправильное воспитание ребенка, «феномен хаотизации» семейных условий жизни и стабильности отношений; воздействие на маленьких детей аудио-визуальных средств, вызывающих различные психомоторные нарушения неправильное питание: преобладание в рационе пищи из углеводов, т.д.
Чрезмерная двигательная активность Импульсивность Отвлекаемость, невнимательность
СРЕДИ ДЕТЕЙ дошкольного возраста ГИПЕРАКТИВНЫЕ СОСТАВЛЯЮТ 16,5% 10% 22% <
Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей. 1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается. 2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников). 5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца. 6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). 7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому. 9. Не может играть тихо, спокойно. 10. Болтливый. 11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). 12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. 13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, дома, на улице. 14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
КОРРЕКЦИЯ В СЕМЬЕ При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей Проявление чрезмерной жалости и вседозволенности Постановка завышенных требований в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ Единство требований педагогов и родителей. Педагогические установки должны быть согласованы, поведение взрослых - последовательно. Детям надо четко разъяснять правила поведения в различных ситуациях. Непреклонные позиции воспитания в безопасности ребенка, выполнении им повседневных обязанностей, уважение прав окружающих людей. Применять м/ф, детские произведения, направленные на развитие адекватности поведения. Инструкции, даваемые ребенку: 1-2 четкие и конкретные, простые и понятные, без лишних слов и нравоучений. После выполнения 1 задания можно попросить выполнить другое. Так он привыкнет и научится организовывать свое поведение, выполнять несложные трудовые обязанности.
Включать ребенка в новую игру поэтапно: изучение правил, наблюдение за игрой, т.д. Ограничивать 1-2 спокойными партнерами в игре. Учитывать такое характерное свойство его умственной деятельности, как цикличность. Это значит, что периоды продуктивной работы мозга непродолжительны, их необходимо чередовать с периодами отдыха. Если педагог видит, что ребенок "выключился", сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать. Поощрять, хвалить за сосредоточенную и полностью выполненную деятельность. Оберегать от переутомления.
Доверять, быть честным с ребенком, принимать его таким, какой он есть. Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал за что. Чаще обращаться к ребенку по имени. Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку. Использовать наказания в крайних случаях, без унижений.
Общаясь с ребенком, не подрывать авторитет других значимых для него взрослых людей. Помогать ему найти дело по душе, где бы он мог проявить свои способности. Развивать внимание и самоконтроль ребенка через специальные игры и упражнения. Терпение, последовательность и настойчивость-3 основные принципа, которых надо придерживаться ближайшему окружению.
Спасибо за внимание!