Выпускная Аттестационная работа На тему: Психолого-педагогическое сопровождение детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
Актуальность исследования.. Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребенка: из семьи ребенок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя-профессионала, перед которым общество поставило трудную задачу всестороннего гармоничного развития ребенка. Задачи: 1. Изучить особенности протекания и выявить показатели адаптации ребенка в ДОУ у вновь прибывших детей; 2. Определить степень готовности каждого ребенка к поступлению в ДОУ; 3. Изучить систему педагогических мер, облегчающих протекание адаптации ребенка в ДОУ;
– Объектом нашего исследования выступает адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации Предмет – психолого-педагогическое сопровождение детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.. Цель эксперимента: исследовать педагогическую поддержку адаптации детей 3-4 лет на примере конкретного ДОУ. Объект и предмет работы
успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, будет в том случае если: - будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада; - будет составлена карта нервно-психического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы; - будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья; - будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Гипотеза:
процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Адаптация (социальная)
Причинами, способствующими возникновению стрессовых состояний у ребенка, могут быть: Длительное нахождение в большом количестве детей, среди которых могут быть дети, неприятные ребенку. Строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание. Фрустрация каких – либо потребностей ребенка.
Опытно-экспериментальная работа проводилось в МБДОУ «Детский сад 29 «Рябинка». Эксперимент проводился во второй младшей группе «Солнышко». В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте от 3-4 лет начавших посещение детского сада в сентябре 2014 года и принятых в группу детей посещавших ДОУ с сентября прошлого года. Цель эксперимента: изучить содержание психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет. Программа экспериментальной работы предусматривала 3 этапа: 1 этап - констатирующий эксперимент; 2 этап - формирующий эксперимент; 3 этап - контрольный эксперимент. Экспериментальная часть.
1. изучить особенности протекания и выявить показатели адаптации ребенка в ДОУ у вновь прибывших детей; 2. определить степень готовности каждого ребенка к поступлению в ДОУ; Задачи решались с помощью следующих методов: 1. Беседа с заведующей и воспитателями детей 3-4 лет проходящих адаптацию в ДОУ. 2. Анкетирование родителей о качестве и содержании педагогической поддержки семьи и ребенка в ДОУ. 3. Методика «Определение готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (Печора К.Л.). Задачи констатирующего этапа эксперимента:.
Результаты анкетирования родителей.
Сводные показатели степени готовности каждого ребенка.
Контрольный эксперимент 1. изучить особенности протекания и выявить показатели адаптации ребенка в ДОУ у вновь прибывших детей; 2. определить степень готовности каждого ребенка к поступлению в ДОУ; Задачи решались с помощью следующих методов: 1. Беседа с заведующей и воспитателями детей 3-4 лет проходящих адаптацию в ДОУ. 2. Анкетирование родителей о качестве и содержании педагогической поддержки семьи и ребенка в ДОУ. 3. Методика «Определение готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (Печора К.Л.).
Сводные показатели степени готовности каждого ребенка
Степень выраженности тяжести адаптации детей
Содержание «Программы сопровождения семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ»
Спасибо за внимание