Проект «Создание единого речевого режима в логопедической группе ДОУ» Тема : «Один день из жизни подготовительной группы «Почемучки»
Проблема: Из времени пребывания ребенка в детском саду выпадают режимные моменты, как средство интеллектуального, социально- коммуникативного и эстетического развития. Идея: Использовать все режимные моменты, как дополнительную возможность коррекции речевых и социально-коммуникативных навыков.
Особенности проекта: по составу участников: детско-взрослый; по виду: творческий; по типу: познавательно-развивающий по сроку реализации: долгосрочный.
Значимость проекта: Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в оречевлении всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Исходя из этого, коррекционная деятельность воспитателя предполагает не только работу во время непосредственной образовательной деятельности и во вторую половину дня, но и во всех режимных моментах, таких как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд на природе, игры, экскурсии и развлечения. Творческий подход в этом направлении, в качестве использования различного игрового материала по развитию речи, обеспечивает более эффективное развитие речевых и социально- коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, основных психических процессов и творческих способностей каждого ребенка.
Цель: В процессе творческого подхода к режимным моментам развивать у детей: речевые навыки; основные психические процессы; мелкую моторику. Задачи: развивать речь ребенка-логопата во всех режимных моментах; разработать полезные советы для родителей воспитанников по использованию речевых игр в домашних условиях; оформить иллюстративно-поэтический букварь для закрепления речевых навыков, мыслительных процессов и двигательной активности.
Реализация проекта рассчитана на три этапа: Подготовительный этап Развитие интеллектуальной инициативы и творческой фантазии. Определение конечного продукта. Введение в режимные моменты игровых ситуаций. Выбор методики диагностирования по результатам участия ребенка в реализации проекта. Подбор игрового материала. Формирование предпосылок к поисковой деятельности детей. Итог: оформление в игровой комнате зоны речевой активности с предметными и сюжетными картинками по разным режимным моментам.
Основной этап Совместная деятельность воспитателя, учителя-логопеда и детей по разучиванию и использованию игрового материала в разных режимных моментах. Индивидуальная и подгрупповая работа с использованием проблемных ситуаций, стимулирующих детей к самостоятельной поисковой деятельности. Взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации данного проекта. Итог : организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Один день из жизни детского сада» с использованием речевых игровых ситуаций в режимных моментах.
Заключительный этап Подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей для определения уровня и качества знаний, ситуативного мышления и поведения, социальную активность и личностное развитие каждого ребенка. Организация досуговой деятельности в рамках проекта. Подготовка и проведение презентации проекта. Итог: концерт-ревю с участием детей, педагогов и родителей по теме проекта.
Результативность проекта: Повышение качества речевой активности и социально-коммуникативных навыков в период всего пребывания детей в детском саду. Появление у детей потребности к саморазвитию и самосовершенствованию Активное участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе.
Конечный продукт: Иллюстративно-поэтический букварь по всем режимным моментам. Фото-коллаж «Я и мои друзья». Видео-зарисовки «Детский сад у нас хорош, лучше сада не найдешь!». Обратная связь: получена путем анкетирования и отзывов педагогов и родителей.
Приложение к проекту На ряду с речевыми играми, мы в своей работе широко использовали художественное слово, как эффективное средство коррекции речевых нарушений в разных режимных моментах. Для заучивания применялся как литературный так и авторский поэтический материал.
Утренний приём детей. «С добрым утром, Детский сад!» Кто с улыбкой вас встречает, на вопросы отвечает, Учит вас считать, лепить и поделки мастерить? Это воспитатели – нам друзья, приятели. Здравствуйте, вам говорим, мы учиться все хотим!
Утренняя гимнастика. «Мы зарядкой заниматься Начинаем по утрам!» Каждый день по утрам делаем зарядку Очень нравится нам делать по порядку: Весело шагать, руки поднимать Приседать и вставать, прыгать и скакать!
Подготовка к принятию пищи. «Вся наша пища такая вкуснотища!» Чищу овощи для щей, сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, луку полторы головки, Да петрушки корешок, да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, от тебя в кастрюле густо!
Прогулка. «Очень весело гулять, бегать, прыгать и играть. Мы по городу гуляем, всё замечаем и наблюдаем!»
Игры. «Любим мы играть всегда, И в жару, и в холода!»
Коррекция. В кабинете логопеда мы играем с язычком, произносим звуки смело, говорим о том, о сем…
Развитие мелкой моторики Любим все мы рисовать, лепить, клеить, вырезать и шедевры создавать!
Логоритмика Выразительность и эмоциональная окраска речи В зале музыкальном мы песенки поем, играем и танцуем – весело живем!
Уголок природы Мы на наше огороде поработали на славу! Кушаем мы на обед овощи с приправой!
Экскурсии. Ходим мы в библиотеку – книжки разные читать. Очень интересно это – много нового узнать!
Автор проекта: Люфт Елена Юрьевна, воспитатель высшей категории подготовительной логопедической группы «Почемучки» МБДОУ 95 г. Красноярска: