Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Литература Смирнов И. Н., Титов В. Ф.Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. – М.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник год. Философия. Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2012 Г.И. Иконникова, В.Н. Лавриненко. Философия. Учебник. 2-е изд., испр. и доп год.
Учебные вопросы: 1. Философия как мировоззренческая система. 2. Предмет, структура и функции философии.
Философия как мировоззренческая система. Вопрос 1.
Понятие философия Философия(в переводе с греч.)-это любовь к мудрости.
Философия- рациональная теоретическая форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующая вытекающее отсюда познавательное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философ-это мудрец, чьи взгляды на жизнь неотделимы от его реальной жизни, а последняя пронизана любовью к мудрости.
Сущность философии Одни философы трактовали философское знание как научное, другие представляли его в виде мировоззрения.
Философия как наука Задача философии- «не плакать или смеяться» над горестями и радостями бытия, а понимать законы мира и его познания человеком, скрытые от других, не философских наук.
«Вся философия подобна как бы дереву, корни которого метафизика, ствол-физика, а ветви, исходящие из этого ствола,-все прочие науки, сводящиеся к трем главным:медицине, механике и этике.» Р. Декарт
Критерии научного познания
Философия как восприятие, понимание и отношение к миру Мировосприятие-это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений. Миропонимание-более активная форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту. Мировоззрение-это система взглядов человека на мир с целью определить свое отношение к миру, найти свое место, обрести смысл и цель жизни.
Мировоззрение
В мировоззрение выделяются два уровня: образно-эмоциональный уровень понятийно-категориальный уровень
Мировоззренческий характер философии выражается на трех уровнях: индивидуально-личностном социально-групповом родовом(общесоциальном)
Философия и искусство Философия влияет на художественное творчество по двум направлениям: на мироощущение художника на процесс выработки художественной картины мира
Вопрос 2. Предмет, структура и функции философии.
Какие проблемы решает философия? Аристотель, выделяя проблематику, которой интересовался Сократ, утверждал: «Сократ занимался вопросами нравственности, природу же в целом не исследовал». Для Зенона объектом его философских рассуждений выступали вопросы субъективной диалектики. И. Кант : «Сферу философии…можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?» Для А. Швейцера философская проблематика формулировалась в вопросах о смысле жизни человека и его счастье.
Главное в предмете философии - это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос - что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.
Основной вопрос философии «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию». Ф.Энгельс
Основной вопрос – это вопрос об отношении духовного и материального, субъективного и объективного, сознания и материи. идеалистическое направление объективный материализм независимость идеи, духа, божественного начала не только от материи, но и от сознания человека Платон, Августин Блаженный, Гегель и др. субъективный материализм зависимость внешнего мира от сознания человека Беркли, Юм и др. материалистическое направление в зависимости от того, сколько начал принимается в основании бытия, выделяют: монистическая концепция (одно начало) дуалистическая концепция (равноправие двух начал) плюралистическая концепция (множество исходных начал)
Структура философского знания
Онтология – учение о бытии, принципах его строения, законах и формах. В истории философии онтология часто называлась «первой философией», или метафизикой, т.е. учением о бытии вообще, независимо от его частных видов. В классической философии XVIII – XIX вв. онтология сопоставлялась с гносеологией (теорией познания), логикой, антропологией и определялась через противопоставление последним. Однако к середине XIX в., когда обозначилась ее связь с иными сферами развертывания человеческой жизни (гносеологией, логикой), выявилась ограниченность подобного толкования онтологии.
Гносеология – учение о познании. Оно раскрывает проблемы человеческого познания, вопросы о его возможностях и границах, о путях и средствах достижения истинного знания, о роли познания в бытии человека. Среди основных проблем, которые решает гносеология, вопросы о месте познавательной деятельности в жизни общества и человека, о ее сущности, формах и видах, о том, что такое знание вообще, что есть истина, каковы ее критерии, пути и средства достижения, каковы перспективы познавательной деятельности человечества.
Логика – наука, изучающая законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир. В настоящее время логика представляет собой сложную систему знаний (логику формальную, математическую и диалектическую, классическую и неклассическую и т.д.).
Философская антропология – в самой широкой трактовке – это философия, занимающаяся осмыслением проблем «собственно человеческого» бытия, природы человека, его индивидуальности, роли как уникального проявления жизни вообще, как творца культуры и истории. Другим словами, философская антропология стремится дать ответ на вопрос: «Что есть человек?» Формирование этого направления в философии в качестве самостоятельного началось в философских изысканиях Л. Фейербаха, а окончательно определилось в 20-е гг. XX в. в концепциях М. Шелера, Х. Плеснера, М. Бубера и др.
Социальная философия – философское учение об обществе. Социальная философия решает проблемы, связанные с изучением структуры общества, его природы, детерминант существования, функционирования и развития, а также условий, механизмов и форм его реального исторического бытия.
Аксиология – философское исследование природы ценностей. Аксиология возникает в западной философии в конце XIX – начале XX в. как попытка осмысления различных систем ценностных ориентаций человека. В общем плане понятие «ценность» трактуется как личностное, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
Этика – философская дисциплина, предметом изучения которой является мораль. Специфика этики состоит в том, что в ней формируются представления о должном, о добре и зле в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения.
Эстетика изучает закономерности эстетического освоения мира человеком, а также сущность и формы творчества по законам красоты. Что есть прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, что образует эстетическое отношение человека к действительности и что составляет суть эстетического сознания, какова природа искусства – все эти проблемы в центре внимания эстетики.
Философия религии раскрывает глубинные, сущностные свойства религии, ее детерминацию, элементы и структуру, функции и роль в культуре и обществе. Кроме того, она связана с изучением различных школ и направлений в религиозной философии. Философия религии исследует и вопросы свободомыслия и атеизма как феноменов духовной культуры, как определенные типы мировоззрения.