Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Тип задания: Монологическое высказывание по теме (10-15 фраз, 3-3,5 мин.) В первом задании предполагается два вида монологического высказывания: Высказывание по ситуации с раскрытием всех предложенных аспектов; Развёрнутый аргументированный ответ на вопрос экзаменатора. При этом проверяются следующие умения: Уметь высказаться по теме в виде монолога; Логично построить своё высказывание, используя средства логической связи; Соответственно поставленной задаче использовать такие типы речи, как повествование, описание, рассуждение и характерные для них языковые средства; Продемонстрировать владение грамматическими структурами и хорошим словарным запасом в соответствии с поставленной задачей; Уметь дать развёрнутые ответы на дополнительные вопросы собеседника.
Стратегии работы над монологическим высказыванием 1.Внимательно прочитайте текст задания 2.Определите тему высказывания 3.Продумайте, что вы можете сказать по каждому из аспектов тремячетырьмя предложениями 4.Напишите план логично построенного высказывания, осветив все пункты задания. 5.Выпишите отдельные фразы 6.Обратите внимание на то, что вы должны говорить в течение 2-2,5 минут 7.Внимательно слушайте эти вопросы и старайтесь давать как можно более развернутые ответы
Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию и отвечать на вопросы экзаменатора Выделяют два основных пути формирования умений монологического высказывания: - развитие монологических навыков на основе прочитанного конкретного текста; - развитие этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов.
Задания для монологического высказывания с опорой на конкретный текст Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста. Прочитать текст и найти предложения, в которых сформулированы ответы на все аспекты, представленные в ситуации. Согласиться с утверждениями, представленными учителем, или опровергнуть их. Доказать, что... Найти в тексте предложения, которые можно употребить для обобщения, заключения, выводов. Соотнесите план тематического высказывания с возможностями данного текста и выясните, какую информацию нужно ещё найти и добавить. Составьте план монологического высказывания, подберите к нему информацию из дополнительных текстов. Подготовьте развёрнутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для раскрытия всех аспектов, представленных в ситуации.
Задания для монологического высказывания без опоры на конкретный текст Этапы работы: этап - высказывание в течение 1 минуты по тематической ситуации с использованием опор. этап - высказывание в течение 2 минут по тематической ситуации с использованием опор Тип задания: Диалог с целью обмена оценочной информацией (не менее 10 реплик, 4-5 минут)
Проверяются следующие умения: уметь начать, поддержать и закончить беседу; предлагать варианты к обсуждению; выражать свою аргументированную точку зрения и отношение к обсуждаемому вопросу; соблюдать очередность при обмене репликами; выбирать адекватный стиль речи, употребляя формулы речевого этикета; принимать совместное решение.
Стратегии работы над диалогическим высказыванием объясните своему собеседнику, что надо сделать и почему (на базе задания); выберите один из предложенных вариантов в задании и предложите его собеседнику; объясните, почему он подходит, представив 1 аргумент; спросите, что думает ваш собеседник об этом предложении; продолжайте отстаивать своё мнение, представив ещё один аргумент (или 2 аргумента) в пользу своего мнения; предложите рассмотреть другой вариант, далее действуйте по предыдущей схеме; спросите, что может предложить ваш собеседник; вежливо не согласитесь с предложением собеседника; после обсуждения всех вариантов предложите своё решение и придите к единому мнению.
Как готовить учащихся к диалогу по ситуации? 1) диалог с обменом информацией (ролевая игра); 2) диалог с обменом оценочной информацией (модулированная ситуация).
Любой из диалогов проходит 3 стадии: 1.Инициирование разговора: Объяснение ситуации. Запрос информации. Выдвижение предложений. 2. Развитие разговора. Ответная реплика (согласие/несогласие, выражение редпочтения/удивления/сожаления/уверенности....) Реакция на сбой разговора (просьба разъяснить/ объяснить). Вовлечение партнера в разговор (выяснение мнения партнера, заставить партнера делать предложения, выдвигать свои идеи...) 3. Завершение разговора Прийти к определенному мнению/согласию. Подвести итоги дискуссии. Выдвинуть основания закончить разговор.
Работа по подготовке учащихся к диалогу имеет три этапа. Первый этап - составить свой диалог на основе готовых диалогов и выучить его; Второй этап - учитель задаёт ситуацию; Третий этап - учитель задаёт только тему, по которой будет проходить беседа, но учащиеся не знают ни ситуацию, ни собеседника. В данном варианте проходит контроль не подготовленной речи.