РЕФОРМЫ Выполнили: Алмакаева Анна, Мустаева Татьяна Студентки 104 группы, институт истории и политики
Календарь нового стиля Григорианская реформа Григорианская реформа Введение григорианского календаря в России Введение григорианского календаря в России Наше время Проекты календарей Позиция церкви
Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово календарь произошло от латинских слов «caleo» – провозглашать и «calendarium» – долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе – что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.
В конце III в. н.э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. По-видимому, «отцы церкви», участвовавшие в работе Никейского собора, полагали, что так оно и будет. Но в результате вышеупомянутой ошибки, как дата весеннего равноденствия, так и даты пасхальных новолуний, принятые в качестве основы для расчета пасхи, уже не соответствовали реальным астрономическим явлениям. Поэтому проблема календарной реформы обсуждалась католической церковью на Базельском (1437 г.), Латеранском ( гг.) и Тридентском ( гг.) соборах. Причины календарной реформы.
Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио. Весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, «на свое место». А чтобы ошибка в дальнейшем не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток. Принято было считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4. Такая система получила название григорианской, или «нового стиля». В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название «старого стиля»
Вопрос о реформе календаря в России поднимался неоднократно. В частности, с этим предложением выступала Российская Академия наук в 1830 г. Однако окончательно вопрос о реформе календаря в России был решен сразу после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г. он был поставлен на обсуждение Совнаркома РФСФР, который 24 января и принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Для этого: «Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день – считать 15 и т.д.».
Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. Однако о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уровнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.
На протяжении последних 160 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН. В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30 и 31 день, длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого он начался, а каждый новый год начинается с другого дня.
Первый проект был предложен в 1849 г. французским философом Огюстом Контом (1798 – 1857). В этом календаре каждый месяц начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Один день в году не имеет названия и вставляется после субботы последнего, XIII месяца, перед Новым годом, как дополнительный день отдыха. В високосном году такой же день отдыха вставляется также после субботы VI месяца. Огюст Конт
Но главное внимание уделяется другому варианту календаря, предложенному в 1888 году астрономом Гюставом Армелином: календарный год состоит из 12 месяцев и делится на 4 квартала по 91 дню в каждом. Первый месяц квартала имеет 31 день, два остальных – по 30. Первое число года и квартала приходится на воскресенье, каждый квартал заканчивается субботой и имеет 13 недель. В каждом месяце 26 рабочих дней. Вводить этот календарь удобно с того года, в котором 1 января приходится на воскресенье. Проект был одобрен Советским Союзом, Индией, Францией, Югославией и рядом других государств. Но Генеральная Ассамблея ООН откладывала его окончательное утверждение. В настоящее время эта деятельность прекратилась. Гюстав Армелин
С введением нового календаря не будет непрерывной смены дней недели при переходе от одного года к другому. Церковь же не возражает только против таких вечных календарей, «которые сохраняют и защищают семидневную неделю с воскресным днем, не вводя никаких дней помимо седмиц, так что последовательность седмиц не нарушается, разве только неожиданно появятся весьма основательные причины, о которых апостольский престол должен будет иметь суждение».